Спор по поводу транзитных нефтяных тарифов, разразившийся между Россией и Белоруссией, называют угрозой для поставок энергоресурсов в ЕС и сравнивают с прошлыми газовыми спорами между Москвой и Киевом. Но у Белоруссии выбор серьезно ограничен по сравнению с Украиной; практически, варианты действий отсутствуют полностью. Кроме того, нет фактически никакой возможности для эскалации данного спора, и он никак не повлияет на поставки энергоресурсов в третьи страны.
Похоже, что российский премьер-министр Владимир Путин решил побороться с белорусским президентом Александром Лукашенко по поводу цен в рамках урегулирования вопросов нефтяного транзита с тем, чтобы решить амбициозную задачу: получить в свою собственность трубопроводную систему Белоруссии. Лукашенко, со своей стороны, борется за какое-то компромиссное решение.
"В споре между Россией и Белоруссией присутствует некий элемент игры, подобный тому, что мы наблюдали пару лет назад в ходе предыдущего спора из-за газа. Мы надеемся, что решение будет найдено в результате переговоров", - заявил 5 января New Europe в интервью по телефону главный стратег российского банка "Уралсиб" Крис Уифер (Chris Weafer). Он имел в виду газовый спор между Россией и Белоруссией, в ходе которого Москва пыталась существенно повысить цены на газ для Белоруссии, а Минск в ответ потребовал увеличения платы за транзит по своей территории. В результате того спора Россия приобрела в собственность 50 процентов газовой инфраструктуры Белоруссии.
Выбор времени не случаен. Россия, Казахстан и Белоруссия официально приступили к формированию таможенного союза, начиная с 1 января 2010 года. Этот процесс направлен на официальное создание такого таможенного союза к 1 июля 2011 года. Россия стремится решить вопросы нефтяных тарифов на начальном этапе переговоров о таможенном союзе, чтобы они не нависали над переговорным процессом подобно Дамоклову мечу. "Они хотят исключить возможность превращения в заложников в будущем, если возникнет такая ситуация, когда Белоруссия станет сильнее или сможет через несколько лет предъявлять требования России. Иными словами, они не хотят создавать возможность для появления еще одной Украины", - говорит Уифер.
Сейчас Белоруссия находится в весьма уязвимом положении, и у нее очень мало вариантов действий, несмотря на попытки Лукашенко добиться расположения Запада и улучшить отношения с Евросоюзом. "Вся тройка в составе США, Европы и Китая по сути дела признает, что Белоруссия это задний двор России, "сфера ее привилегированных интересов", говоря словами [российского президента] Медведева. И они просто не заинтересованы во вмешательстве и в создании проблем во взаимоотношениях с Москвой, - говорит Уифер, - в этом плане позиции у Белоруссии очень слабые. У нее очень мало вариантов. Она не может допустить появления новой платы за транзит, и я думаю, что довольно скоро - скажем, через пару недель - мы увидим, как начнутся переговоры, подобные тем, что шли по газовой тематике. В итоге Россия приобретет в собственность часть белорусской инфраструктуры".
Отвечая на вопрос о том, не попытается ли Лукашенко перевести мяч Евросоюзу, втянув его в этот спор, Уифер заявил: "С точки зрения ЕС это будет не мяч, это будет граната без чеки. В данный момент приоритет ЕС заключается в закреплении успехов в области достигнутого на сегодняшний день улучшения отношений с Россией … Я полагаю, что в предстоящие дни на телефонные звонки из Минска никто в Брюсселе отвечать не будет".