14 декабря прошлого года был введен в эксплуатацию газопровод «ТУКК», посредством которого из Туркмении через Казахстан и Узбекистан началась поставка природного газа в Китай. Несмотря на то, что основным инвестором проекта являлся Банк развития Китая, Пекин согласился на закупку газа по рыночной цене. На первых порах планируется транспортирование 13 миллиардов кубометров газа, на проектную мощность в 40 миллиардов кубометров труба должна выйти в 2012–2013 годах. К этому моменту Туркменистан будет поставлять 30 миллиардов кубометров газа, еще 10 миллиардов кубометров будут давать Узбекистан и Казахстан. Кроме этого, Госкомитет КНР по развитию и реформам принял решение, по которому в 2013 году Пекин дополнительно выделит средства на инвестирование в проект и увеличение мощности газопровода.
Масштабы проекта и планы на будущее явно указывают на то, что между Россией и Китаем, для установления контроля над энергоносителями стран Центральной Азии, обозначилась «линия фронта».
Ответом России явилось подписание нового соглашения с Туркменией, но здесь же надо отметить, что данное соглашение предусматривает транспортировку лишь 30 миллиардов кубометров газа, взамен 50 миллиардов кубометров, которые она должна была закупить в 2009 году. Некоторые российские эксперты считают, что причиной значительного снижения закупок явилась авария на газовой магистрали Давлетбат-Дариялык, происшедшая 9 апреля 2009 года, и уменьшение объема закупки газа Украиной, которая являлась основным потребителем туркменского природного газа.
Разумеется, эти явления способствовали тому, что России не удалось заключить соглашение на более высокий объем закупок, однако существуют и другие не менее веские факторы:
На сегодняшний день Россия, в лице «Газпрома», занята сохранением статуса монополиста на энергетическом рынке Западной Европы и аккумулирует значительный капитал именно в этом направлении. Нельзя забывать, что в рамках «Северного потока» стоимостью в 7,5 миллиардов евро, который предусматривает транспортирование природного газа из России в Германию в обход Польши и стран Прибалтики, Россия только за транзит газа Дании, Финляндии, Швеции и Норвегии должна платить 3 доллара США на каждые 1000 кубических метров (для прокладки газопровода по территориальным водам этих стран только проведение подрывных работ обходится в десятки миллионов долларов), что связано с колоссальными расходами.
Кроме этого, Россия планирует строительство газопровода «Западный поток» стоимостью 25 миллиардов евро, посредством которого собирается поставлять природный газ через Болгарию и Сербию в Италию и Австрию. К этому прибавляется проект освоения месторождений газа полуострова Ямал, который лоббирует российский премьер. Себестоимость проекта настолько высока, что по оценкам экспертов, только монтаж платформ, который из-за сложного природного рельефа требует проведения высокотехнологических работ, обойдется около 7,5 миллиардов евро.
В заключение нельзя не упомянуть об одном из важных пунктов соглашения, согласно которому Москва будет покупать у Ашхабада газ по европейским стандартам ценопроизводства, то есть по рыночной цене (также как Китай).
Вышеуказанные факторы подтверждают, что Россия, которая еще недавно являлась монопольным потребителем туркменского газа, для сохранения статуса единоличного монополиста на европейском энергорынке, концентрирует большие финансовые ресурсы, и поэтому неспособна на закупку природного газа в прежних масштабах в странах Центральной Азии, а вследствие этого неспособна оказать должную конкуренцию Китаю. Москва вынуждена вместо планируемых 50 миллиардов кубометров закупить 30 миллиардов кубометров. Говоря спортивной терминологией, первый раунд окончился в пользу Китая со счетом 10:0 (Китай 40 миллиарвдо кубометров – Россия 30 миллиардов кубометров).
В ближайшие годы Россия будет скована огромными финансовыми обязательствами по энергопоставкам западным странам, вследствие чего у нее не будет шанса остановить энергетическую экспансию Китая в странах Центральной Азии. В долгосрочной перспективе конец энергетической гегемонии России в Центральной Азии означает, что в будущем Россия не сможет удовлетворить возрастающие потребности Запада в природном газе. Представители ведущих европейских стран должны осознать, что в данном случае время работает не в их пользу. Китай, с его быстро развивающейся экономикой, способен уже через несколько лет освоить весь центральноазиатский энергорынок. Поэтому для Европы жизненную необходимость представляет своевременная реализация альтернативного России транскаспийкого проекта «Набукко» и так называемого «Белого потока» (транспортирование природного газа из Казахстана, Азербайджана, Грузии, по дну Черного моря и территории Украины в обход России).
Пока не поздно Европа должна опомниться и освободиться от однозначной энергозависимости от Кремля. В противном случае, для удовлетворения собственных нужд в энергоресурсах, она будет вынуждена реализовывать в России такие проекты как «Ямал», что означает добычу на месторождениях газа, объем которых довольно богат, но с технологической точки зрения связан с такими высокими затратами, которые в десятки раз превзойдут себестоимость «Набукко».
Кроме того, никто не знает, в каком настроении будет находиться через несколько лет нынешний российский премьер-министр, который собирается в ближайшее десятилетие «царствовать» в России. Интересно, какие требования предъявит потом Путин зашедшим в тупик западным партнерам, которым на презентации проекта «Об освоении месторождений газа полуострова Ямал» обещал создать все условия для открытого, транспарентного и стабильного сотрудничества.