Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

В омуте чужих интересов

© РИА Новости / Перейти в фотобанкПрезидент и премьер-министр обсудили внешнюю и внутреннюю политику
Президент и премьер-министр обсудили внешнюю и внутреннюю политику
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Внешняя политика государства неотделима от внутренней — это как две стороны одной медали. Естественно, внешняя политика в свою очередь зависит от культуры и квалификации лиц, принимающих решение. И, что бы ни декларировали наши лидеры, следует признать: украинскому «бронепоезду» придется долго ходить по запасному пути, один из рельсов которого — Евросоюз, а другой — Россия.

Внешняя политика государства неотделима от внутренней — это как две стороны одной медали. Естественно, внешняя политика в свою очередь зависит от культуры и квалификации лиц, принимающих решение. И, что бы ни декларировали наши лидеры, следует признать: украинскому «бронепоезду» придется долго ходить по запасному пути, один из рельсов которого — Евросоюз, а другой — Россия. Ключевых геополитических игроков интересует лишь географическое положение Украины, а ее статус является предметом обсуждения отнюдь не в Киеве.

Наши политики не оставили без внимания довольно вульгарные и грубые оценки, которые в канун Нового года дал политике России в отношении Украины президент Чечни Рамзан Кадыров. Его рецепт прост — необходимо переходить в наступление: «Грузия, Южная Осетия, Украина — это все будет продолжаться и продолжаться. Это лишняя болезнь для России, зачем всегда болеть, если можно искоренить это раз и навсегда. Мы — великая держава, у нас есть все.

Есть армия, есть техника. Надо нападать — если тебя не оставляют в покое, не надо обороняться, надо нападать на государства и на что хочешь — чтобы жить спокойно». Чтобы сделать заявление Кадырова доходчивее, агентство Рейтер, корреспондент которого взял интервью, разместило текст в русском переводе. В Киеве этого не могли не заметить: по поручению министра иностранных дел Украины Петра Порошенко состоялся телефонный разговор первого заместителя министра Владимира Хандогия и статс-секретаря — заместителя министра иностранных дел  РФ Григория Карасина, в ходе которого украинской стороной было отмечено, что подобные заявления воспринимаются с тревогой, как не отвечающие новым подходам в украинско-российских взаимоотношениях. «Карасин информировал украинскую сторону, что МИД России отмежевывается от заявлений Кадырова», — говорится в сообщении пресс-службы министерства.

Поднятая волна, по сути, сделавшая второстепенного российского чиновника (оставим тонкости перевода с русского на английский и наоборот за скобками) выразителем внешнеполитической линии Кремля, не может не удивлять. Тем более что под самый Новый год в официальной «Российской газете» под авторством члена Общественой палаты  РФ Андраника Миграняна выходит статья «Перезагрузка»: испытание Украиной». Статья, во многом более жесткая и более неприятная для тех, кто в Украине все еще верит, что только Киев оказывает влияние на внешнюю политику Украины, почему-то (во всяком случае, пока) не вызвала реакции. «Стратегической целью России на постсоветском пространстве является наличие в нем государств, не имеющих на своей территории иностранных военных баз и не входящих в состав военных союзов, членом которых не является Россия», — декларирует Мигранян.

И продолжает: «…для того чтобы предстоящие выборы на Украине не превратились в поле для очередной конкуренции и соперничества США и России в этой очень чувствительной для России стране, требуется радикальное изменение подхода двух государств и выработка каких-то общих позиций по данному вопросу для того, чтобы реально наметившаяся «перезагрузка» именно здесь, в украинском направлении, получила бы новое содержание и стала бы скорее фактором сотрудничества, чем напряжения и разъединения между двумя государствами». Совершенно очевидно — если эта позиция России вкупе с задекларированной президентом Медведевым идеей о создании в Европе новой архитектуры безопасности (понятно, что по российской партитуре), можно прочно и уверенно забыть о евроатлантической интеграции. Особенно если Кремлю (а, судя по всему, денег на это не жалеют) удастся узаконить свой тезис об Украине как о несостоявшемся государстве. «Когда-то Владимир Путин заявил, что Украина еще не является состоявшимся государством. Это заявление вызвало резко негативную реакцию на Западе и в определенных политических кругах в Украине.

Но, увы, теперь приходится констатировать, что заявление Путина — это медицинский факт», — пишет «доктор» Мигранян. Рецепт излечения болезни, по Миграняну, может быть только один: нейтральный статус Украины. «Это соответствовало бы Декларации независимости Украины о нейтральном статусе этого государства и стратегическим интересам России иметь на своей границе, с самым большим государством постсоветского пространства, стабильную, миролюбивую и дружественно настроенную по отношению к России державу, не вовлеченную ни в какие военно-политические блоки, которые могут иметь потенциально антироссийскую направленность». И вообще, США не должны игнорировать законные интересы России на постсоветском пространстве, убежден Мигранян.

Само собой — в такой постановке вопроса вспоминать о «проблеме 2017 года», как называют вывод российского флота с территории Украины, просто неуместно. Согласия Украины на эту внеблоковость по-русски, очевидно, не требуется, поскольку автор не оставляет Киеву иного выбора, как следовать в российском фарватере. «Российские акции по перекрытию поставок газа через Украину в Европу в ответ на кражу российского газа украинской стороной дали свои позитивные результаты. Европейцы осознали, что Украина — ненадежное транзитное государство и что они не хотят быть в заложниках у такого государства. Этот прагматизм и трезвый учет своих интересов в такой важной сфере, как энергетика, со стороны европейских государств вызывает определенные надежды на то, что и новая администрация США будет достаточно прагматичной в своей политике и не оставит свою политику и жизненные интересы в отношениях с Россией в заложниках у Варшавы, Киева или Тбилиси», — прессингует «Российская газета».

Трудно не согласиться: если Вашингтон примет рецепты Миграняна, Киеву придется рубить окно в Европу самостоятельно. Но с учетом двух факторов — прием Украины в Энергетическое содружество, цель которого — расширение на юго-восток внутреннего европейского энергетического рынка, и вступление в силу Лиссабонского договора, более жестко регламентирующего процедуру расширения Евросоюза. Главный украинский козырь — наш транзитный потенциал стал, исходя из российской стратегии «законности интересов на постсоветском пространстве», новым объектом российских разработок. Конечная цель — закрепиться всерьез: в жертву этому приносится многое. На фоне прогнозов, что более 50 проц. газовых месторождений в ближайшее время перейдут в раздел низкорентабельных, затея строительства «Северного» и «Южного» потоков — трубопроводов в обход Украины — выглядит по крайней мере авантюрой. Особенно с учетом сообщений, что в прошлом «газовые доноры» России — Казахстан и Туркменистан предпочитают вести свою игру.

Транзит через Украину — наиболее рентабальный и короткий, и это не требует доказательств. Однако на фоне неизбежного сокращения объемов поставок возникает вопрос платы за транзит, который сильно зависит от того, где будет проходить таможенная граница. Напомним, газ Европа покупает на границе России и Украины. Совершенно очевидно, что изъятие из этой схемы транзитера (включением в российское или европейское таможенное пространство) несет непосредственную экономическую выгоду. И, не исключено, в Брюсселе аргументы России считают пока весомыми — ведь уже более пяти лет украинской дипломатии не удалось ни на шаг приблизиться к институционализации отношений с Евросоюзом. Не исключено, что ЕС выжидает, чем закончится российско-американская «перезагрузка». А Украине, упустившей свой шанс решить многие проблемы внешней политики на «оранжевой» волне, придется снова лавировать между приливами и отливами геополитического «бермудского треугольника» США — ЕС — Россия, рискуя быть втянутой в омут чужих интересов.