Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
У Литвы новые проблемы с энергетикой

Закрыв свою атомную электростанцию, маленькая страна ЕС Литва впала в зависимость от России — временно

© http://svobodanews.ruИгналинская АЭС в Литве
Игналинская АЭС в Литве
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
31 декабря второй и последний блок Игналинской атомной электростанции — громоздкого здания в лесах северо-востока Литвы, близ границы с Латвией — был остановлен после двадцати шести лет работы. Началась новая эра, эра нестабильности для энергетического сектора экономики этого маленького прибалтийского государства.

За час до полуночи стих шум работы последнего реактора.
31 декабря второй и последний блок Игналинской атомной электростанции — громоздкого здания в лесах северо-востока Литвы, близ границы с Латвией — был остановлен после двадцати шести лет работы. Началась новая эра, эра нестабильности для энергетического сектора экономики этого маленького прибалтийского государства.


Закрытие Игналинской АЭС было одним из условий, на которые Литва согласилась при вступлении в Европейский союз в 2004 году. Изначально АЭС была построена для снабжения электроэнергией северо-запада СССР; она была единственной сохранившейся за пределами России АЭС с реактором модели РБМК (реактор большой мощности канальный). Реактор похожей модели работал на украинской чернобыльской АЭС, где и взорвался в 1986 году.


Конечно, это не одно и то же. С технической точки зрения реакторы Игналинской АЭС не в точности такие же, какими были реакторы Чернобыльской. К тому же причиной взрыва был человеческий фактор: хоть в это и невозможно поверить, но инженеры специально отключили все блоки безопасности, а затем сымитировали аварийную ситуацию. На литовской АЭС, однако, блоки безопасности в последние годы прошли всестороннюю (и очень дорогостоящую) модернизацию, а по числу мелких аварий, как заверяет правительство страны, она занимает одно из последних мест в мире.


Но Брюссель придерживается иного мнения относительно Игналинской АЭС. По словам официальных представителей структур ЕС, на ней отсутствуют важнейшие элементы, которые обеспечивали бы ещё большую надёжность. На территории ЕС оказался реактор одного типа с чернобыльским, а значит, его надо закрыть — и точка.


«Там небезопасно», — категорически заявил Кястутис Садаускас (Kestutis Sadauskas), глава комиссии ЕС в Вильнюсе. По его словам, на АЭС не хватает второго «саркофага-контейнера», который мог бы послужить дополнительным брандмауэром на случай аварии.


В то же время остановка АЭС повлекла за собой массу затруднений и стала источником негативных эмоций для литовцев — не в последней степени из-за того, что теперь неизвестно, кто будет снабжать Литву электричеством.


На Игналинской АЭС производилось от 70 до 80 процентов всего потреблявшегося в стране электричества. Благодаря этому Литва — страна с населением три с половиной миллиона человек, без каких-либо природных ресурсов, зажатая между Польшей, Белоруссией, Латвией и российской Калининградской областью, — до сих пор была на самообеспечении по электричеству, а теперь ей придётся искать поставщиков среди соседей. Некоторых жителей Литвы беспокоит то, что именно Россия, в прошлом осуществлявшая политическое руководство Литвой, будет иметь возможность определять будущее литовской энергетики в краткосрочном, а возможно — и в среднесрочном периоде.


Сейчас около 65 процентов потребляемого в Литве электричества производится на электростанции, принадлежащей компании Lietuvos Elektrine. Пока что это минимальная цифра, в будущем она возрастёт. Планируется, что сначала весь газ, необходимый для работы электростанции, будет поставлять Россия. Кроме того, некоторое количество электроэнергии будет импортироваться из соседних стран, но и она может оказаться произведённой в России.


Любому, кто когда-нибудь жил на территории бывшей сферы влияния СССР, должно быть ясно: Москва часто пользуется своей нефтью и газом как дубиной, с помощью которой наказывает или награждает своих бывших сателлитов. Как сообщают литовские власти, проблем при работе с Кремлём не предвидится, но есть соображения, что класть все яйца в одну корзину опасно. Печальный опыт Украины, которой Россия перекрыла газ после спора из-за цен, забыть невозможно.


Пока, впрочем, поводов для беспокойства не возникало. Дефицита электричества в стране не предвидится. Официально утверждается, что механизмы рынка сгладят все неприятные моменты: если Россия повысит цены на газ, то можно будет импортировать больше электричества, или, например, начать импортировать нефть, правда, это будет дороже и менее экологично. В любом случае, однако, выбора, закрывать или не закрывать Игналинскую АЭС, у литовского государства не было.


«Как официальная, так и моя личная позиция заключается в том, что с политической точки зрения мы уже были готовы закрыть станцию, а значит, это надо было сделать», — считает Жигимантас Вайчюнас (Zygimantas Vaiciunas), глава отдела стратегического планирования при министерстве энергетики Литвы.
Вайчюнас считает, что, как и в случае с любой атомной электростанцией, Игналинскую рано или поздно всё равно пришлось бы закрыть. Многие политики призывали продлить её жизнь ещё на несколько лет, но если бы это было сделано, то потеряло бы силу предложение ЕС дать денег на её демонтаж, около 1,2 миллиарда долларов.


Сопряжённые потери, однако, будут гораздо больше, причём не только в финансовом смысле, но и в социальном. Процедура демонтажа продлится до 2029 года и обойдётся в три миллиарда долларов, включая процедуру по выемке всего ядерного топлива. Официальному Вильнюсу придётся выделить из своего бюджета, по крайней мере, часть этих денег.


Заметим, что из всех стран мира Литва пострадала от мирового экономического кризиса едва ли не сильнее всего. За 2009 год, по некоторым оценкам, литовская экономика рухнула на 18 процентов. Закрытие Игналинской АЭС приведёт к потере рабочих мест, сокращению поля деятельности для предпринимателей и повышению цен на электричество для коммунальных потребителей на тридцать процентов. Кроме того, производимое на АЭС электричество шло и на экспорт, и доходы от его продажи составляли, по некоторым оценкам, один процент от валового внутреннего продукта страны.


Впрочем, по официальным заявлениям властей, хорошего в этом всё же больше, чем плохого. Помимо устранения экологической опасности, закрытие Игналинской АЭС вынудит Литву модернизировать свои электросети. Будет дан толчок к интеграции с соседями по прибалтийскому и скандинавскому регионам; планируется соединение литовских электросетей с польскими и шведскими. Кроме того, ведутся работы над строительством новой ультрасовременной атомной электростанции.


Но до реализации всех этих проектов пройдут годы, к тому же многие из них отмечены большими задержками. В ближайшем будущем Литва начнёт потреблять больше газа, а значит — сильнее зависеть от России. Впрочем, глава комиссии ЕС Садаускас видит перспективы превращения Литвы в не менее экологичное сообщество, чем Швеция.


«Это прекрасная возможность одним прыжком переместиться в постсовременное общество», — сказал он. — «Ведь шведы пользуются только возобновляемым топливом и атомной энергией. Плевать они хотели на российский газ».