Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

В Ашхабаде без перемен

© РИА Новости / Перейти в фотобанкВвод в эксплуатацию магистрального газопровода "Касимовское ПХГ — КС Воскресенск" в Московской области
Ввод в эксплуатацию магистрального газопровода Касимовское ПХГ — КС Воскресенск в Московской области
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Все это мы уже видели; тот факт, что поставки газа были прерваны в прошлом году не должен вызывать вопросов относительно влияния России в Туркменистане; не подлежит сомнению, что влияние это значительно. Однако есть и изменения; газ теперь транспортируется в Китай, и запланировано увеличение его поставок в Иран.

Краткое изложение:


Все это мы уже видели; тот факт, что поставки газа были прерваны в прошлом году не должен вызывать вопросов относительно влияния России в Туркменистане; не подлежит сомнению, что влияние это значительно. Однако есть и изменения; газ теперь транспортируется в Китай, и запланировано увеличение его поставок в Иран.


Анализ:


В 1989 году в Туркменистане было добыто 90 миллиардов кубических метров природного газа, большая часть которого была поставлена в Россию. Когда Туркменистан стал независимым государством, он захотел получать реальные деньги за этот газ, производство которого упало почти до минимума и возобновилось только к середине 1990-х годов. В конце 1990-х на туркменской границе газ продавался по цене 30 долларов за 1000 кубических метров. Это было значительно ниже цены Европейского Союза (ЕС), которая составляла примерно 150 долларов за 1000 кубических метров, а обеспечивающий транзит и продажи Газпром занимался распределением получаемой прибыли. У Туркменистана никогда не было контрактов о продаже с Европой – туркменский газ поступал по трубам в Российскую трубопроводную систему, и Россия заключала контракты с Европой. У Газпрома имеются более значительные обязательства по поставкам природного газа внутри России. Судя по всему, более 80 процентов этого сырья используется в России, и менее 20 процентов идет на экспорт. Туркменский газ, такими образом, входил в российскую систему поставок.


Разумеется, эта цена не устраивала туркмен, и с 1990 года она начали заниматься поисками альтернативных экспортных маршрутов (а не только с момента аварии на трубопроводе в апреле 2009 года, как утверждается в упоминаемой статье), и иногда они оказывали давление на Россию и Газпром, пытаясь добиться повышения цены. По большей части все это было безрезультатно, однако в последнее время Туркменистан создал некоторое количество очень логичных экспортных маршрутов в направлении своих соседей.


Иран – это одно из направлений, а несколько месяцев назад уже существовавший маршрут между Узбекистаном и Алма-Атой в Казахстане был расширен, связав Туркменистан с Китаем. Такого рода трубопроводы, связывающие соседние страны, судя по всему, работают нормально, чего нельзя сказать о  более сложные маршрутах, в частности, о Транскаспийском газопроводе, газопроводе Nabucco или о трубопроводе в направлении Пакистана и Индии через территорию Афганистана. Поэтому в настоящее время интересно наблюдать за тем, как работает китайское направление; это определенное послание, обращенное к миру и Газпрому, смысл которого состоит в том, что природный газ может найти выход на те рынки, которые готовы предпринять необходимые усилия и платить рыночную цену.


Туркменистан в настоящее время восстановил поставки газа в Россию по существующей уже более 30 лет трубопроводной системе САЦ-4, после того как часть этого трубопровода была повреждена в апреле прошлого года. Кто виноват в случившемся? На этот вопрос не может ответить никто – слишком много существует теорий заговора, связанных с этой ситуацией. Тем не менее, факт остается фактом – этому трубопроводу по меньшей мере 30 лет, его компрессорные станции и сами трубы не обслуживались должным образом, и можно предположить, что контрольные установки и система защиты от избыточного давления не сработали так, как они должны были это сделать. Более детальный и обстоятельный обзор этого инцидента и связанных с ним событий содержится в статье Джона С.К. Дейли (John C.K. Daly, UPI.com, May 19th 2009).


Позитивная сторона новостей о том, что поставки газа были возобновлены, очевидна. Деньги вновь стали поступать в страну, и Туркменистан может начать оплачивать счета за предоставленные в период с апреля 2009 по январь 2010 года услуги. Многие компании ожидают уже больше года оплаты за проведенные работы. Если газ не перекачивается, то нечем платить подрядчикам.


Каковым же представляется будущее? В действительности, очень даже хорошим. У Туркменистана есть потенциал; недавно были обнаружены крупные месторождения природного газа; в этой стране мало используются новые технологии в наземном секторе, что может означать обнаружение новых месторождений газа, и тогда откроются новые возможности для иностранных инвестиций. Кроме того, Туркменистан – это приятное место, а его народ очень гостеприимен и рад появлению иностранцев.
Что может воспрепятствовать наступлению этого будущего? Одна из причин – это постоянно оказываемое на эту страну российское влияние или влияние Газпрома. Россия все сделает для того, чтобы скупить все дополнительные объемы газа, желательно по выгодной для себя цене. Недавно Россия заключила соглашение о закупке 30 миллиардов кубических метров природного газа, и, если учитывать этот объем, то Туркменистан не сможет обеспечить поставки уже законтрактованного количество газа в Китай, Иран и Россию, не говоря уже о том, чтобы подумать о каких-то новых экспортных маршрутах.  Так что многое должно быть сделано для того, чтобы достичь необходимого уровня добычи. Быстро этого сделать нельзя. Кроме того, газ в этих новых месторождениях располагается на большой глубине, и в нем высокое содержание сернистых соединений. Все это требует значительных капиталовложений и, вероятно, использования новых технологий.


Новые трубопроводы должны дождаться того момента, когда Туркменистан покажет, что он может разрабатывать, как запланировано, новые месторождения и одновременно способен обеспечить поставки природного газа по контрактам.