Интервью Day.az c главой турецкой делегации в Парламентской ассамблее НАТО Вахитом Эрдемом. В.Эрдем является депутатом высшего законодательного органа Турции от правящей партии Справедливости и развития, в прошлом он был бывшим зампредом ПА НАТО.
- Как Вы считаете, ожидается ли ратификация турецко-армянских протоколов и открытие границ в 2010 году?
- Турецкое руководство неоднократно и в различных формах заявило, что пока карабахский конфликт не решен в интересах Азербайджана, не может быть и речи об отношениях между Арменией и Турцией. Турция не сделает ничего противоречащего интересам Азербайджана ради установления отношений с Арменией. Турция очень чутко относится к вопросам, связанным с Азербайджаном. Турецкий народ считает своим долгом защиту интересов Азербайджана.
С другой стороны, в турецком обществе существует гнев в связи с действиями армян против турков. Эти два аспекта не дадут Турции принять решение, противоречащее с интересами Азербайджана.
Для выполнения протоколов они должны быть ратифицированы парламентом. А это невозможно в ближайшее время. В этом вопросе турецкая общественность серьезно давит на парламент. Турецкий народ против этих протоколов. Вы знаете, что протоколы стали результатом региональной ситуации и международного давления. Турецкие парламентарии, избранные народом, не пойдут против воли народа. Если они сделают это, то их будут вынуждать уйти в отставку. До завершения карабахского конфликта мы не ратифицируем протоколы и не откроем границу с Арменией.
- Президент Турции Абдулла Гюль по поводу отношений с Арменией заявил, что «на кухне кое-что готовится». Что, на Ваш взгляд, он имел в виду?
- Мне неизвестны детали этого процесса. Но могу сказать точно, что кушанье, которое готовится на кухне, не отравит отношения тюркских народов. Ни на каких закулисных переговорах против Азербайджана предпринято ничего не будет. Любое решение, принятое Турцией, будет в угоду интересам Азербайджана. Турецкий народ постоянно давит на правительство, чтобы оно осуществляло деятельность по возвращению оккупированных территорий Азербайджана. Правительство делает все возможное для этого. Мы сегодня заинтересованы в большей степени в справедливом решении Карабахской проблемы, нежели установления отношений между Турцией и Арменией. Для нас важен Азербайджан, а не Армения.
- Как Вы оцениваете деятельность Минской группы ОБСЕ по урегулированию армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта?
- Минская группа ОБСЕ на самом деле является мертвой структурой. Она не добилась никакого продвижения в решении карабахского конфликта за долгие годы деятельности. Турция хочет оживить деятельность Минской группы. На самом деле соглашение Турции на обсуждение известных протоколов кроме всего прочего еще и служило поводом для привлечения внимания к карабахской проблеме. Турция всем, и в том числе странам-членам Минской группы, напомнила, что на Южном Кавказе существует карабахский конфликт, и что без его решения развитие региона невозможно.
Южный Кавказ имеет для запада приоритетное значение. Запад вплотную занимался абхазской и юго-осетинской проблемами, но карабахский конфликт оставался в тени. Но с помощью Турции проблема вышла из тени. Для отторжения Армении от России и включения ее в свой южнокавказский проект, Запад решил использовать влияние Турции. Но все в этом вопросе вынуждены считаться с мнением Турции. А Турция объяснила Западу, что если он хочет развития Армении и ее активного включения в южнокавказские процессы, то обязан содействовать решению карабахской проблемы.
- Конфликты на Южном Кавказе препятствуют интеграции стран этого региона в НАТО. Что может сделать Альянс для решения этих конфликтов?
- НАТО сейчас занято решением конфликтов в Афганистане и Ираке. Одновременно Альянс участвует в решении ряда локальных конфликтов. Поэтому НАТО не хочет вмешиваться в еще один конфликт. Нынешняя политика Альянса заключается в интеграции Южного Кавказа в Трансатлантическое пространство. Первой целью НАТО была Грузия. Но здесь Альянс столкнулся с серьезной проблемой в лице России. Августовские события 2008 года, проблемы, связанные с Южной Осетией и Абхазией, заставили НАТО сделать шаг назад. Альянс не захотел пойти на открытый конфликт с Россией в этом регионе. Но интеграция Южного Кавказа в НАТО является одной из основных долгосрочных политических линий Альянса.
Регион находится посередине России и Ирана, двух противников НАТО. Одновременно Южный Кавказ для НАТО является входной дверью в Центральную Азию. Решение южнокавказских конфликтов важно с одной стороны для военной безопасности региона, с другой стороны для энергобезопасности.
Энергоресурсы Каспия через Южный Кавказ и Турцию направляются на западный рынок. Все эти факторы показывают, что Армении в будущем нет другого пути, кроме как интеграции в Запад. А единственный для нее путь на Запад лежит через Турцию.
Долгосрочная конфликтная ситуация Армении с Турцией, которая является единственным выходом Армении в западный мир и важным членом НАТО в регионе, может закончиться для страны весьма печально. В Армении многие этого не понимают, в отличие от проармянских кругов Запада. Поэтому они стараются вывести Армению из зависимости от России. НАТО относится к трем южнокавказским странам с единой призмы и видит будущее региона в мирном сосуществовании и развитии всех трех государств.
- НАТО объявило борьбу с международным терроризмом главным приоритетом своей деятельности. Не секрет, что Нагорный Карабах является раем для террористов. Неоднократно азербайджанские СМИ, определенные политические круги заявляли о размещении в Нагорном Карабахе баз ПКК...
- После событий 11 сентября НАТО и Запад сфокусировали свое основное внимание на борьбе с терроризмом. Западные страны прекрасно понимают, что с распространением терроризма мир и покой в мире невозможен. В результате длительной борьбы Турции, США и европейские страны признали ПКК террористической организацией, и Запад сегодня создал для Турции возможность для уничтожения баз ПКК в Северном Ираке. Сегодня Северный Ирак очищается от ПКК и их переход на Южный Кавказ нежелателен.
Мы не можем смириться с созданием баз ПКК в Нагорном Карабахе. Наверняка и НАТО категорически выступит против этого. Мы проинформировали Альянс о создании в Армении и Карабахе баз ПКК. Но этим ограничиваться нельзя. Одними политическими заявлениями результата не добьешься. Армения наверняка будет всячески отрицать эти информации. У нас должны быть проверенные разведданные. После получения подобных данных мы можем потребовать от НАТО и западных стран устранения опасности перехода ПКК на Южный Кавказ.
Одной из основных целей Турции является пресечение расширения деятельности ПКК. Прежде чем задумываться о проведении военной операции против ПКК и других террористических группировок в Карабахе, Турция должна думать о борьбе с этим явлением с помощью международного политического давления. Информации о наличии баз ПКК в Карабахе являются важными и для Турции, и для Азербайджана. Мы можем использовать этот факт в политической кампании против Армении и сепаратистского режима Карабаха. Есть необходимость в обобществлении этого вопроса и доведении до внимания международных кругов того факта, что Карабах является мишенью не только для армянских террористов и террористов ПКК.