17 января, когда украинцы пойдут на президентские выборы, результатом этого скорее всего станет второй тур выборов, в котором сойдутся главные движущие силы «оранжевой революции» в лице Юлии Тимошенко и их главный противник — Виктор Янукович.
Но никакого повторения событий 2004 года не будет. Скорее будет репетиция главного противоборства, которое определит жизнь на Украине на ближайшие годы, и целью этого противоборства будет приведение интересов элиты этого государства в соответствие истинным национальным интересам страны.
Тимошенко и Янукович находятся по разные стороны политических баррикад: первая — премьер-министр, второй — лидер оппозиции, но оба они прочно интегрированы в политические и экономические структуры элиты. Конечно, политическая и экономическая элиты Украины — это не монолит, но у всех её представителей есть кое-что общее: все они действуют исходя из одних и тех же интересов, частных и корпоративных.
Поскольку у представителей элиты есть некие конкретные интересы, обычно — сосредоточенные в конкретных областях экономики и политики, они если и выступают в поддержку реформ, то очень избирательно и спорадически. Поскольку фракционная принадлежность представителей элиты — вещь довольно преходящая, конкретные группировки или партии, выступающие за конкретные реформы, могут в любой момент обнаружить, что внезапно остались без поддержки. Это, в свою очередь, ведёт к более серьёзной проблеме, а именно — к близорукости многих политических и экономических деятелей. Тенденция мыслить исключительно в краткосрочном периоде не позволяет Украине получить нормальную концепцию собственного развития.
Значительный разнобой во мнениях касательно внешнеполитической ориентации Украины отнюдь не сводится к интересам того или иного индивидуума или группы индивидуумов, но внутриполитические склоки и узость сфер интересов усугубляют поляризированность внешнеполитических институтов. Результатом становится противоречивость сигналов, посылаемых мировому сообществу. Это не только вредит имиджу Украины на мировой арене, но и не позволяет ей выработать последовательный внешнеполитический курс, который мог бы пользоваться поддержкой в разобщённом коллективе бюрократов Украины.
Поведение представителей элиты диктуется преимущественно ограниченным набором интересов, из-за чего пропасть, отделяющая их от украинского общества, становится всё глубже и глубже. Степень доверия населения политическому руководству страны шла на убыль с самого начала «оранжевой революции» 2004 года. Теперь, когда элита промотала практически всё доверие, которое у неё было, ей и сейчас, и в дальнейшем будет трудно мобилизовать население с целью проведения реформ.
Лишь небольшое число украинцев пытаются через организации гражданского общества решать общественные проблемы и призывать элиту к ответу за совершаемые ею действия, но большинство населения убеждено, что никакого влияния на элиту оказать никто не может и она никому не подотчётна. Не менее важно и то, что представители среднего класса обычно решают свои экономические и деловые проблемы с помощью связей в бюрократических органах, а не путём борьбы за реформы и перемены.
Что же делать?
Для того, чтобы изменить поведение представителей элиты, понадобится оказать на них давление как изнутри, так и со стороны мирового сообщества. В самой Украине необходимо провести акции протеста против незаконных и эгоистических действий, совершаемых политиками и бюрократами на всех ступенях властных структур. Для этого необязательно устраивать массовые акции протеста вроде тех, которыми сопровождались события «оранжевой революции». Небольшие демонстрации местного уровня, скажем, в защиту существующего парка или в поддержку строительства детской площадки, могут быть столь же важными и (в случае успеха) прецедентообразующими событиями, так как вдохновят людей на другие подобные акции.
На международном уровне нужно будет потребовать соблюдения оговорённых правил (как, например, в случае с займами Международного валютного фонда). Особенно важно создать механизмы мониторинга соглашений (включая соглашение об ассоциации, о котором сейчас ведутся переговоры с ЕС), а также определить, какие последствия для Украины будет иметь ненадлежащее выполнение ею оговоренных условий.
В лучшем из возможных случаев может сформироваться двусторонняя стратегия, в которой и международное сообщество, и элементы внутри украинского сообщества будут действовать в общих интересах. Это будет хорошо ещё по двум причинам: во-первых, украинскому обществу будут больше доверять в других странах, а во-вторых, проводимые им акции протеста получат моральную поддержку. Может статься, что благодаря координированному давлению изнутри и снаружи эгоистическое поведение украинской элиты будет наконец пресечено.
Сьюзан Стюарт — старший сотрудник Института международных отношений и безопасности Германии (Берлин)