Напряженность в отношениях между Турцией и Израилем нарастала уже довольно давно, и крупный внешнеполитический кризис удалось предотвратить лишь в последний момент. Фоном для такого увеличения напряженности между двумя странами послужила усиливающаяся политическая слабость США, которые реагируют на это растущей агрессивностью во внешней политике, особенно по отношению к Ирану.
Последнюю вспышку напряженности в турецко-израильских отношениях спровоцировал телесериал под названием "Долина волков", который показала частная турецкая телевизионная станция. Главным героем фильма, в котором воедино сплелись национализм и крайняя жестокость, является тайный агент Полат Алемдар, борющийся с самыми разными врагами как внутри Турции, так и за ее пределами. В одной из программ говорилось об агентах израильской секретной службы Моссад, которые похитили турецкую девочку и подготовили ее к борьбе с палестинцами. Правительство Израиля объявило эту программу "антисемитской" и вызвало на ковер турецкого посла.
Затем заместитель министра иностранных дел Израиля Данни Аялон (Danny Ayalon) сделал все возможное, чтобы спровоцировать дипломатический спор. На встрече израильской и турецкой сторон посла Турции Огуза Челиккола (Oguz Celikkol) усадили на низкое сиденье, и ему пришлось смотреть на представителей правительства Израиля снизу вверх. На столе между двумя сторонами стоял только один флаг - израильский. Аялон отказался пожать турецкому послу руку, не улыбался, и даже дал телекорреспондентам разъяснения на иврите по поводу оскорбительного обхождения с Челикколом.
Позднее турецкий посол пожаловался на то, что его никто не предупредил о причине вызова на встречу, и что с таким оскорбительным отношением он не сталкивался за все 35 лет своей дипломатической карьеры. Грубые выпады Аялона являются серьезным нарушением дипломатического протокола и демонстрируют новую агрессивность со стороны Израиля. Аялон, как и министр иностранных дел Авигдор Либерман, является членом ультраправой партии "Наш дом Израиль".
Турция незамедлительно потребовала извинений, но первой реакцией израильского премьера Беньямина Нетаньяху было стать на сторону Аялона. Израиль отступил лишь тогда, когда турецкая сторона выдвинула ультиматум, заявив, что отзовет своего посла из Тель-Авива (что равносильно разрыву дипломатических отношений), если израильтяне откажутся официально извиниться.
США заняли "нейтральную" позицию в отношении оскорбительных действий Израиля, посоветовав Турции и впредь проводить прозападную политику. Они постарались не допустить никакой критики по поводу израильской провокации. И Израиль, и Турция являются важными союзниками США. Турция традиционно играет важную роль посредника на Ближнем Востоке, и Вашингтон надеется, что она будет делать это и впредь.
В Израиле этот инцидент назвали заговором Авигдора Либермана, нацеленным на подрыв позиций министра обороны Эхуда Барака из Израильской партии труда. В прошлое воскресенье Барак побывал в Анкаре, где встретился со своим турецким коллегой Веджди Генюлем (Vecdi Gönül) и министром иностранных дел Давутоглу. Накануне визита Барака Аялон вновь подчеркнул, что если в турецком сериале "Долина волков" Израиль будет и дальше выставляться в самом негативном свете, то Тель-Авив вышлет посла Турции из страны.
Премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган из правящей исламистской партии ПСР (Партия справедливости и развития) и глава турецкой армии воздержались от встречи с Бараком. Эрдоган принял от Израиля извинения, однако от своей критики израильской политики не отказался.
Барак, со своей стороны, сделал все, чтобы принизить значение инцидента. Поддерживающая правительство турецкая газета Today’s Zaman с нескрываемым удовлетворением сообщила, что Барак защищал действия Израиля, но наряду с этим выразил понимание критики в адрес своей страны, прозвучавшей из уст Эрдогана. Вместе с тем, Барак подверг критике "несправедливый" доклад одного "еврейского судьи" (имеется в виду сотрудник ООН Ричард Голдстоун (Richard Goldstone)), который обвинил Израиль в военных преступлениях, совершенных год назад во время наступления против палестинцев.
Визит Барака проходил в рамках турецко-израильского военного пакта, действующего уже более десяти лет. Турция хочет купить у Израиля 10 самолетов-разведчиков стоимостью более 100 миллионов евро, чтобы потом задействовать их в своих наступательных операциях против партизан-националистов из Курдской рабочей партии.
Турция это единственная страна с преимущественно мусульманским населением, у которой есть военный договор с Израилем. В последние месяцы она часто критикует своего союзника за его обращение с палестинцами. Напряженность усилилась год назад, когда Эрдоган покинул зал заседаний на Всемирном экономическом форуме в Давосе, где проводилась дискуссия с израильским президентом Шимоном Пересом. Турция в прошлом году также отменила совместные военные учения с Израилем.
Незадолго до конфликта по поводу телевизионной программы Эрдоган вновь выступил с резкими нападками на Израиль в ходе визита в Ливан. Он назвал нарушение воздушного пространства Ливана военно-воздушными силами Израиля в январе месяце "терроризмом", который угрожает миру во всем мире. Вдобавок к этому он снова выступил с критикой обращения израильтян с палестинцами, а также заявил, что против разработки ядерного оружия "любой страной" в регионе. Иными словами, он призвал применять одинаковые критерии к Ирану и Израилю, наличие ядерного оружия у которого ни для кого не является секретом.
С одной стороны, позиция Эрдогана основана на давнем и все более тесном сотрудничестве Турции с Ираном и арабскими государствами, такими как Сирия. А с другой она объясняется слабостью США и Евросоюза. Пока существовал Советский Союз, Турция выполняла функции форпоста НАТО в западном альянсе и в основном избегала проведения независимой внешней политики. Однако после распада Советского Союза она пытается усилить свою власть и влияние в регионе, налаживая более тесные контакты со всеми соседями. Курс на конфронтацию с Ираном, проводимый США, а также их израильскими и европейскими союзниками, сегодня создает угрозу такому подходу Турции и ставит эту страну в сложное положение. А это, в свою очередь, находит отражение в острых конфликтах внутри турецкой элиты.
На прошлой неделе Эрдоган и пять его министров побывали в России. В Москве Эрдоган встретился с президентом Медведевым и главой правительства Владимиром Путиным. О встрече с Медведевым сообщается очень мало. Но Путину Эрдоган подтвердил данные Турцией в августе прошлого года гарантии поддержки проекта строительства трубопровода "Южный поток", по которому планируется перекачивать природный газ через турецкую часть Черного моря на запад, минуя Украину. Россия, в свою очередь, планирует поддержать проект прокладки трубопровода из турецкого черноморского порта Самсун в средиземноморский порт Джейхан. Это позволит ей экспортировать нефть через Черное море в обход перегруженного Босфора.
Согласно недавнему сообщению в Neue Zürcher Zeitung, Россия также стремится принять участие в консорциуме по строительству и эксплуатации атомной электростанции в Турции. Первая попытка создания такого проекта прошлой осенью неожиданно потерпела неудачу, однако скоро должен быть объявлен новый тендер. Турция также планирует закупать туркменский газ, транспортируя его через иранскую территорию. Трубопровод из иранского Тебриза в Анкару действует уже с 2001 года, а несколько недель тому назад в присутствии турецкого министра энергетики был подписан договор между Туркменистаном и Ираном о прокладке нового соединительного трубопровода.
По причинам политического и экономического характера Турция не заинтересована в изоляции Ирана, не говоря уже о войне против этой страны. Война против Ирака, которую возглавили США, уже привела к далеко идущим последствиям для Турции. В 2003 году фракция ПСР в турецком парламенте отказалась последовать призыву Эрдогана, который хотел, чтобы его страна согласилась на размещение американских сил вторжения на своей территории.