Унизительное поражение, которое потерпел в воскресенье на президентских выборах действующий президент Украины Виктор Ющенко, стало серьезным ударом по стратегическим интересам США, поддерживавших его приход к власти во время «Оранжевой революции» 2004 года.
Электорат открыто выразил Ющенко свое недовольство – он получил лишь пять процентов голосов. В 2004 году он говорил о противодействии коррупции и господству в стране олигархов-предпринимателей, сейчас его правление воспринимается как синоним и того, и другого.
Больше всего голосов на этот раз получил Виктор Янукович – человек, которого в 2004 году Ющенко победил в третьем туре голосования. Теперь Янукович вышел во второй тур с 35 процентами поддержки. Ему предстоит борьба с кандидатом, занявшим второе место – действующим премьер-министром Юлией Тимошенко. На выборах в воскресенье она набрала 25 процентов голосов.
Упавшая до 67 процентов - по сравнению с зарегистрированными в 2004 году в первом раунде 75 процентами - явка отражает широко распространившуюся антипатию к обоим кандидатам. Около миллиона бюллетеней были испорчены или же помечены «против всех».
Результаты выборов подводят черту под украинской «Оранжевой революцией», которая фактически спонсировалась Вашингтоном. Целью его было заменить одну олигархическую клику, поддерживавшую тесные связи с Россией, другой, состоявшей из сторонников американского империализма.
Это был один из элементов агрессивной стратегии Вашингтона, направленной на то, чтобы ослабить российское влияния на территории бывшего СССР и его окрестностей. Такого результата предполагалось достичь с помощью ряда проамериканских «реформаторских» движений, в число которых входили также сербская «Бульдозерная революция» 2000 года, грузинская «Революция роз» 2003 года, и безуспешные попытки сменить режим в Белоруссии.
В каждой из этих стран госдепартамент США и всевозможные тесно связанные с американским правительством организации со штаб-квартирами в Вашингтоне осуществляли подготовку и материальную поддержку оппозиционных организаций, особенно ориентированных на студенческую молодежь. Эти организации, в свою очередь, предоставляли кадры для кампаний поддерживаемых Белым домом кандидатов — обычно бывших функционеров того самого режима, который планировалось сменить.
Эта попытка создать, как выразился бывший министр обороны США Дональд Рамсфелд (Donald Rumsfeld), «Новую Европу» - то есть систему из проамериканских режимов в бывшей сфере влияния Советского Союза - была связана с войнами, которые Вашингтон ведет на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. Их цель, в свою очередь – получить контроль над энергоресурсами и транзитными маршрутами в ущерб соперникам, и в первую очередь в ущерб России.
Любимой идеей Ющенко, которая, судя по многочисленным опросам, вызывала у подавляющего большинства украинцев неприятие, было вступление в Организацию Североатлантического договора (НАТО). Он также поддерживал американские войны в Ираке и в Афганистане. В 2008 году Ющенко открыто одобрил поддержанное США нападение Грузии на Южную Осетию – пророссийски настроенную отколовшуюся провинцию.
При Ющенко стандарты жизни населения резко понизились – глобальная рецессия лишила многих граждан Украины рабочих мест, многим сократили зарплату. В 2009 году украинский валовой внутренний продукт сократился на 15 процентов, финансовая система страны оказалась на грани коллапса, спрос за рубежом на ее промышленную продукцию резко упал. Столкнувшись с угрозой банкротства, Украина была вынуждена взять экстренный кредит у Международного валютного фонда (МВФ) на обременительных условиях, согласно которым расплачиваться за экономический кризис фактически придется рабочим.
Тимошенко, занявшая второе место, была одной из ключевых фигур «Оранжевой революции», но вскоре вступила в ожесточенное соперничество с Ющенко, в конце 2005 года уволившим ее с поста премьер-министра. В 2007 году они снова заключили временный парламентский союз, однако конфликт между ними продолжался, и они по-прежнему обвиняли друг друга в коррупции, авторитаризме и предательстве.
Как Янукович, так и Тимошенко выступают за восстановление отношений с Москвой, сильно испорченных за время правления Ющенко. Это отражает интересы крупного украинского бизнеса, который сохранил тесные связи с Россией, особенно, в энергетической отрасли. Фактически, оба кандидата выступают также против членства Украины в НАТО, причем, если Янукович отрицает эту идею напрямую, то Тимошенко говорит, что вступление в военный альянс должно стать предметом референдума.
За сближение с Москвой выступает и кандидат, занявший третье место – набравший 13 процентов Сергей Тигипко. Он близок к окружению Януковича, но его также считают возможным союзником Тимошенко. Во втором туре, который должен пройти 7 февраля, этот мультимиллионер может сыграть роль «создателя королей».
И Тимошенко, и Янукович также поддерживают сближение с Европейским Союзом (ЕС), ставшим крупнейшим торговым партнером Украины. Германия, крупнейшая экономика Европы, негласно выступала против приема Украины в НАТО, так как подобный шаг мог бы дестабилизировать укрепляющиеся экономические и стратегические отношения с Россией.
Сходство программ Тимошенко и Януковича в вопросах о России и НАТО резко контрастирует с кампанией 2004 года. Во времена «Оранжевой революции» Тимошенко нередко прибегала к антироссийской риторике, апеллируя одновременно к Вашингтону и к украинскому шовинизму. Такие же взгляды она выражала и в своей статье, опубликованной в номере американского журнала Foreign Affairs за май-июнь 2007 года, в которой она убеждала США и ЕС дать серьезный отпор «извечному российскому экспансионизму».
В 2008 году на фоне ослабления позиций американского империализма в регионе, а также на фоне того, что Вашингтон продолжил поддерживать Ющенко, Тимошенко совершила резкий поворот и избрала примирительный подход по отношению к Москве.
Поражение, которое Грузия потерпела от России в Августовской войне 2008 года, продемонстрировало украинской элите пределы сил американского империализма. Жесткий военный ответ России на вторжение Грузии в Южную Осетию стал явным сигналом о том, что Москва будет утверждать свои интересы на постсоветском пространстве, не оглядываясь на поддержку, которую оказывают Тбилиси – или Киеву —Соединенные Штаты.
Уходящая администрация Буша сделала ряд воинственных заявлений, осуждавших «российскую агрессию», и направила к берегам Грузии подразделение сил НАТО, чтобы помешать дальнейшему проникновению российских войск вглубь страны. Хотя недавно стало известно, что Белый дом намеревался предпринять военные действия против России, и лишь в последнюю минуту отказался от этой идеи, в итоге Вашингтон все-таки не смог предотвратить сокрушительное поражение своего клиентского режима в Тбилиси и укрепление кремлевского контроля над отколовшимися провинциями – Абхазией и Южной Осетией.
В отличие от Ющенко, громогласно поддержавшего Саакашвили, Тимошенко отказалась осуждать российский контрудар. Ее молчание отражало растущие в том числе и в прозападных кругах украинского политического истеблишмента сомнения по поводу того, имеет ли смысл однозначно вставать на сторону Вашингтона в ущерб отношениям с Москвой.
За это Тимошенко была вознаграждена на следующий год, когда в январе Кремль пригласил ее на переговоры с премьер-министром Владимиром Путиным, положившие конец серьезному спору между странами относительно цен на природный газ и оплаты поставок, который привел к перебоям с газоснабжением в Центральной Европе.
Кроме того, на взглядах Тимошенко сказался мировой экономический кризис и затянувшиеся военные конфликты в Ираке и Афганистане, свидетельствующие о дальнейшем ослаблении международных позиций Вашингтона.
Янукович и Тимошенко остаются ярыми соперниками, несмотря на близость внешнеполитических программ и на тот факт, что, кто бы ни победил, внутренняя экономическая политика Украины в значительной мере все равно будет диктоваться МВФ и Евросоюзом. Это связано с их личными интересами и интересами окружающих их олигархических клик. Если Янукович представляет промышленников Донецкой области, разбогатевших в девяностые на приватизации бывших советских предприятий, то Тимошенко хочет использовать государственные механизмы, чтобы отобрать контроль над многими из этих предприятий у своих противников в пользу своих сторонников и транснациональных корпораций, в число которых входят и российские.
На кону высокие ставки, и оба лагеря усиленно готовятся к скорой схватке, попутно обвиняя друг друга в подготовке фальсификации выборов. Хотя как украинские, так и международные наблюдатели подтвердили, что первый тур соответствовал стандартам приемлемого, Тимошенко обвиняет соперника в том, что он готовит «чудовищную» схему фальсификации выборов в Донецке, основанную на голосовании на дому. Со своей стороны, Янукович намекнул, что премьер-министр пыталась повлиять на председателя избирательной комиссии с целью фальсификации результатов голосования.
Как и в 2004 году, ни одна из сторон не отличается серьезной преданностью демократии, что еще раз указывает на социальную пропасть, отделяющую украинскую элиту от широких масс населения.