Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Глава МВД подписал приказ об отмене «палочной» системы

© РИА Новости / Перейти в фотобанкМинистр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев
Министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев подписал приказ о новых критериях оценки деятельности милиции, отменяющий так называемую «палочную» систему. Ранее «палочная» система оценки качества работы сотрудников милиции, в которой акцент делается на количество выявленных преступлений, неоднократно подвергалась критике.

Министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев подписал приказ о новых критериях оценки деятельности милиции, отменяющий так называемую «палочную» систему. Об этом, как сообщают российские СМИ, сам Нургалиев рассказал в четверг, выступая на заседании Ассоциации юристов России.

Ранее «палочная» система оценки качества работы сотрудников милиции, в которой акцент делается на количество выявленных преступлений, неоднократно подвергалась критике. Накануне руководитель российского Комитета «За гражданские права» Андрей Бабушкин сказал в интервью «Голосу Америки», что эта «порочная внутриведомственная система» стала одной из причин шокирующего случая гибели 47-летнего томского журналиста Константина Попова, скончавшегося после жестокого избиения в медвытрезвителе. В пятницу состоятся его похороны.

Этот очередной вопиющий случай вызвал резонанс и возмущение общественности далеко за пределами Томска. Правозащитники и журналисты вновь заговорили о необходимости реформы МВД. «МВД должно стать более гражданским, – сказала агентству «Интерфакс» глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева. – Должны придти другие люди, с другим мышлением, направленным на защиту граждан. А пока мы продолжаем слышать, что где-то милиционеры кого-то избили или убили».

По словам главы МВД Нургалиева, теперь «при оценке работы сотрудников органов внутренних дел будет учитываться мнение населения». «Мы максимально уходим от валовых показателей, – сообщил Нургалиев. – Основными критериями работы милиции станет качество и строгое соблюдение законности. Мы заинтересованы, чтобы наша статистика была объективной».

Глава МВД также пообещал ужесточить отбор кандидатов для службы в органах внутренних дел и более тщательно отслеживать психологическое состояние сотрудников милиции, для чего формируются специальные психологические службы. «В МВД осуществляется разработка многоуровневой, многоступенчатой методики выявления на ранних стадиях симптомов стрессовых реакций и мер по их профилактике», – пояснил Рашид Нургалиев. Министр подчеркнул, что это позволит не только оградить сотрудника от неприемлемых для него психологических нагрузок, но и позволит защитить общество от негативных последствий его профессиональной несостоятельности. Напомним, что 26-летний сотрудник Томского областного УВД Алексей Митаев, сознавшийся в нанесении тяжелых телесных повреждений Константину Попову в медвытрезвителе, объяснил свои действия стрессом.

Рашид Нургалиев также согласился с предложением первого заместителя генпрокурора РФ Александра Буксмана перевести медвытрезвители в ведомство органов Минздравсоцразвития. «Это не наша специальность, – сказал глава МВД. – А тут именно специалисты должны работать». Правда, по словам самого Буксмана, которые приводит газета «Коммерсант», такое решение уже было принято 17 лет назад, но с тех пор оно «катается из ведомства в ведомство». Впрочем, решение об отказе от «палочной» системы в МВД тоже не новость: сам Нургалиев в декабре говорил, что оно было принято еще в 2005 году.

Адвокат, доктор юридических наук, профессор МГУ Елена Лукьянова в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» сказала, что инициативу министра Нургалиева можно только приветствовать. «Пусть это лишь первый шаг, но он может привести к восстановлению высокого профессионализма в расследовании преступлений», – считает она. По мнению профессора Лукьяновой, существующая практика привела к «растлению системы оперативно-розыскной деятельности». «Нужны совершенно другие стимулы, – сказала адвокат. – Нужно поощрять за профессионализм, за доведение дела до конца, за возмещение ущерба – как угодно, но только не по палкам и галкам, которые нужны исключительно для отчетности и прибавки к зарплате».

Профессор Лукьянова считает, что избавиться от «палочной» системы, которая, помимо всего прочего, искажает истинную картину криминогенной обстановки в стране, будет достаточно сложно. «Милицейские чиновники разного уровня, особенно в регионах, не захотят показать эту картину, потому что она будет очень неприглядной, – сказала она. – Необходима всесторонняя концепция борьбы с преступностью, большая государственная программа, которая включит в себя все – от зарплаты и обмундирования до обучения, оборудования и стимулирования».

По мнению Лукьяновой, сегодня правительство к реализации такой обширной программы не готово. Она считает, что государство вынужденно идет на реформы под давлением взбунтовавшегося общества. «Государство не выполняет своих важнейших правоохранительных функций, – заявила адвокат. – А общество сегодня не будет прощать».

«Если государственные борцы с преступностью начинают без повода стрелять в свой народ, а судьи – подменять правосудие своими собственными интересами или административной целесообразностью, если в итоге из-за подобных судов и подобных правоохранителей люди стали хуже жить, то такое государство нам не нужно, – считает профессор Лукьянова. – Кажется, народ начал это понимать... Похоже, что это начало гражданского общества в России, за которое мы, уже почти отчаявшись, так долго бились».

О возрастающей активности гражданского общества, возможно, свидетельствует и обращение руководителей российских СМИ к главе МВД Нургалиеву с требованием оградить общество в целом и журналистов в частности от незаконных действий милиционеров. Примечательно, что коллективное письмо подписали не только редакторы «Новой газеты» Дмитрий Муратов, радио «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов и РЕН ТВ Марианна Максимовская, но и руководители новостных редакций «Первого канала» и НТВ Кирилл Клейменов и Татьяна Миткова, редакторы РИА «Новости» Светлана Миронюк и «Российской газеты» Владислав Фронин – всего более 30 человек.

В телефонной беседе с корреспондентом «Голоса Америки» пресс-секретарь Союза журналистов России Петр Полоницкий отметил, что всех их объединила «тенденция, которая очень опасна не только для журналистского сообщества, но и для общества в целом».

Обращение журналистов было направлено после задержания фотокорреспондента РИА «Новости» Андрея Стенина, который по заданию редакции 12 декабря прошлого года снимал организованный движением «Солидарность» несанкционированный митинг в память убитых адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой у здания администрации президента РФ. Милицией был составлен протокол об участии Стенина в акции, а на этой неделе мировой суд приговорил журналиста к штрафу в размере 500 рублей. Год назад по той же статье был оштрафован и корреспондент «Газеты.Ru» Александр Артемьев, освещавший «Марш несогласных», напоминает это издание.

Союз журналистов выступил с заявлением, в котором «непостижимое умом издевательство озверевшего милиционера над томским журналистом Константином Поповым, приведшее к его смерти, и откровенно необоснованное осуждение столичного фотожурналиста Андрея Стенина, освещавшего несанкционированный пикет на Старой площади» названы «оглушительными пощечинами» журналистскому сообществу. «Казалось бы, несопоставимые события! – говорится далее в заявлении. – Но их объединяет характерное пренебрежение к личности журналиста, а в случае с Андреем Стениным – и к его профессиональным обязанностям, к его правам, гарантированным Законом «О средствах массовой информации». Мы требуем строго наказать всех виновных как в гибели Константина Попова, так и в незаконном задержании и осуждении нашего коллеги – фотокорреспондента агентства РИА «Новости».

Как сообщил «Голосу Америки» Петр Полоницкий, в четверг состоялся круглый стол, на котором обсуждался правовой статус российского журналиста в свете событий в Томске и Москве. Участники круглого стола решили добиваться внутреннего расследования гибели своего коллеги в Томске и наказания виновных. «Этот вопиющий случай лишний раз доказывает, что милиционеров никто не учит праву и юридическим нормам, – сказал Полоницкий. – Никто не знакомит их со статусом журналиста – ведь это не просто человек, добывающий информацию. Это коммутатор проблем, существующих между властью и обществом, который должен быть неприкосновенен, как священная корова в Индии».

Председатель Союза журналистов Всеволод Богданов призвал повысить статус журналиста в России. По его словам, лет 15 назад журналистское сообщество уже пыталось наладить диалог с МВД и даже договорилось о некоем особом статусе, однако потом сменилось руководство министерства и все эти разговоры ни к чему не привели. На круглом столе обсуждалась необходимость добиваться ужесточения ответственности за нарушение 144 статьи Уголовного кодекса, которая запрещает препятствовать профессиональной деятельности журналиста. По словам Полоницкого, представитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Константин Протопопов, один из участников круглого стола, пообещал поддержать любые действия Союза журналистов в этом направлении.

По мнению Полоницкого, не имеет большого значения, знал ли томский милиционер, чьи действия привели к гибели Попова, что тот был журналистом. «Если так относятся к журналистам, то каково отношение к обычным гражданам, не имеющим такого социального и профессионального статуса? – сказал он. – В этом-то и вся порочность этой тенденции».

Пресс-секретарь Союза журналистов ставит в заслугу этой организации то, что она «не позволила это дело замолчать и вывела конфликт из региона». По мнению руководителя правозащитного центра «Мемориал» Олега Орлова, демарш журналистов на этот раз может оказаться действенным. «В обычной ситуации это обращение, я думаю, никакого эффекта не возымело бы, – сказал он газете «Аргументы и факты». – Ведь судебно-милицейская спайка безотказно действовала все последние годы, и не было никаких поводов ломать эту практику. Но уж больно сейчас сложный момент – недовольство Министерством внутренних дел в обществе превысило все границы, МВД дискредитировало себя в глазах всех слоев общества. И именно в связи с этим происходят какие-то движения в сторону реформы МВД. Так что я не исключаю, что обращение журналистов окажет какое-то воздействие на милицию».