Интервью с генеральным секретарем Лиги арабских стран Амр Муссой.
- Недавно вы заявили, что внимательно следите за разрешением нагорно-карабахского конфликта. Как ЛАГ оценивает процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта, принимая во внимание, что Азербайджан имеет статус наблюдателя в ЛАГ? Какие шаги вы планируете предпринять для расширения сотрудничества с Азербайджаном в будущем?
- Вопрос разрешения нагорно-карабахского конфликта постоянно находится в поле зрения генерального секретариата Лиги арабских стран, которая учитывает позиции Организации Исламская конференция, Минской группы ОБСЕ. В октябре на встрече с первым вице-спикером Азербайджана я обменялся с ним мнениями по поводу различных аспектов этого конфликта и причин его возникновения.
Генеральный секретариат ЛАГ подготовил всеобъемлющее исследование по вопросу территориального конфликта между Арменией и Азербайджаном. Доклад будет представлен всем членам ЛАГ для ознакомления с этим конфликтом, в котором, считаем мы, необходимо всеобъемлющее сотрудничество для достижения мирного урегулирования и обеспечения прав всех сторон. Также необходимо пресечь продолжение этого конфликта, который представляет угрозу для безопасности и стабильности обеих стран и региона.
Пользуясь случаем, я призываю Минскую группу ОБСЕ и страны-члены [ЛАГ] активизировать свои усилия для достижения мирного соглашения и установления отношений между соответствующими странами и остальными странами - соседями в регионе.
Что касается развития отношений между Азербайджаном и ЛАГ, то, во-первых, президент Азербайджана посетил генеральный секретариат, а также был подписан меморандум о взаимопонимании в целях укрепления двустороннего сотрудничества в областях, представляющих взаимный интерес. Также хотел бы отметить, что вице-спикер пригласил меня посетить Азербайджан, и я пообещал, что сделаю, как только появится возможность. Кроме того, вице-спикер азербайджанского парламента попросил меня направить группу из официальных лиц и экспертов генерального секретариат для оценки ситуации вокруг территориального спора [Армении и Азербайджана]. Предложение остается в силе и рассматривается в генеральном секретариате.
Лига внимательно следит за событиями на евразийском пространстве, включая Азербайджан. В рамках Совета Лиги были приняты документы, подтверждающие сотрудничество со странами региона и создание экономического форума для сотрудничества между арабскими и евразийскими странами.
- Вопрос освобождения Ближнего Востока от ядерного оружия стал приоритетом во внешней политике некоторых региональных стран. В то же время Иран продолжает развивать свою ядерную программу, одновременно арабские страны планируют запустить свою ядерную программу в мирных целях. По вашему мнению, в таких условиях может ли Ближний Восток стать регионом, свободным от ядерного оружия?
- Бесспорно, что Ближний Восток должен стать регионом, свободным от ядерного оружия. Лига арабских стран приняла серьезные меры по этому вопросу. Мы создали Арабский совет безопасности и мира и предприняли соответствующие шаги для урегулирования и укрепления безопасности в арабских странах. Кроме того, все арабские страны, а также Турция и Иран, присоединились к договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), кроме Израиля.
Что касается иранской ядерной программы, то здесь наша позиция ясна. Иран, как любая другая страна региона, имеет право на использование ядерной энергии в мирных целях. Что касается использования ядерной программы в военных целях, то мы не видим в ней никакой нужды, а также доказательств её наличия. Следует отметить, что здесь есть подозрения в применении политики двойных стандартов: есть сообщения о том, что Израиль разрабатывает ядерную программу в военных целях, однако никто не высказывается по этому поводу, что вызывает негодование. Никто не понимает, что, выступая против иранской ядерной программы, упускается из виду ядерная программа Израиля, которая преследует военные цели и наличие которой уже доказано, хотя МАГАТЭ в своих заявлениях не указало на то, что ядерная программа Ирана носит военный характер.
- Ранее вы упомянули о том, что надеетесь на сотрудничество Ирана с другими сторонами в мирном процессе на Ближнем Востоке, а также на развитие отношений между Ираном и арабскими странами. Как может Иран стать участником мирных переговоров в регионе и как можно расширить политический диалог между арабскими странами и Ираном в будущем?
- Несмотря на разногласия с некоторыми арабскими странами, нас с Ираном объединяет история, культура и религия, а также совместные интересы в сфере безопасности и экономики. Однако вопрос о роли Ирана в конфликте с Хуситами и разногласия с ОАЭ вокруг трех островов, а также многие другие вопросы остаются предметом обсуждений арабо-иранского диалога, к чему я призываю с тех пор, как занял пост генсека ЛАГ, и надеюсь, что смогу это сделать. Иран является одной из крупнейших стран и восходящей державой в регионе. Я считаю, что европейские страны и США открыли дверь для диалога с Ираном. Лига арабских стран предложила путь диалога, убедив в том, что он по-прежнему полезен для арабской политической арены, и я продолжаю работать в этом направлении.
Во время визита господина Али Лариджани в ЛАГ в декабре мы обсудили необходимость ведения диалога, который должен затронуть все вопросы разногласий и споров в арабо-иранских отношениях. Кроме того, наши иранские коллеги подтвердили свое согласие с тем, что переговоры о региональной безопасности должны вестись скоординированно всеми сторонами, которые заинтересованы в региональном перемирии. Ни одна страна не имеет права говорить за всех без такой координации. Здесь я хотел бы отметить, что арабский мир является необходимой составной частью Ближнего Востока.
- Считаете ли вы, что палестинский раскол, в свою очередь, оказывает негативное влияние на блокирование мирного процесса между палестинцами и израильтянами? Зависит ли создание национального палестинского государства от будущих усилий арабских стран?
- Палестинскому расколу необходимо положить конец в ближайшее время, и нынешняя ситуация остается опасной для этой проблемы. Положить конец палестинскому расколу является нашей главной задачей как арабов. Все палестинские партии должны работать над прекращением этого раскола, который нанес удар по общей палестинской проблеме.
Лига арабских стран ведет переговоры и прилагает усилия, чтобы контролировать ситуацию и положить конец расколу, который может привести к потере прав палестинцев. Палестинский народ живет в очень тяжелых условиях. Мы требуем прекратить блокаду сектора Газа, которая является антигуманной и еще больше осложняет жизнь населения анклава.
Но, в то же время, нельзя забывать истинной проблемы - это продолжение израильской оккупации и поселенческая деятельность израильского правительства, которое, кажется, не хочет мира. Было бы нелогично и не в интересах палестинцев вести переговоры с Израилем без прекращения строительства поселений, снятия блокады сектора Газа и установления временных рамки для ведения мирного процесса, подчеркивая роль ООН в этом процессе, как это было раньше.
На самом деле, дипломатические и юридические усилия, приложенные в последнее время для привлечения к суду лиц, виновных в преступлениях против человечности в отношении палестинского народа, смогли убедить мировую общественность в серьезности действий Израиля.
Доклад Голдстоуна, который утвержден Генеральной ассамблеей ООН и который находится на рассмотрении генсека [ООН], необходимо передать на обсуждение в Совет безопасности. Позиция, занятая недавно ЕС по этому вопросу, также является позитивной. ФАТХ и ХАМАС не могут упустить эту возможность, лучше которой не было раньше. Они оба не правы и несут ответственность. Мы, арабы, поддерживаем палестинцев и работаем для решения палестинской проблемы и не должны относиться предвзято к той или иной стороне, как это по-прежнему делает Египет, который является основным наблюдателем в процессе [палестинского] перемирия.
- В недавнем интервью арабским СМИ вы упомянули, что не будете переизбираться на пост генсека ЛАГ. Как вы оцениваете участие ЛАГ в разрешении региональных конфликтов в течение последних десяти лет?
- С тех пор как я занял пост генсека, Лига столкнулась с несколькими проблемами, как внутренними, так и внешними. Прошедшие годы были непростыми для арабов. Арабский мир столкнулся с несколькими расколами, конфликтами и противостояниями, для решения которых Лига приложила большие усилия, и мы по-прежнему работаем для их решения. Лига арабских стран сыграла важную роль в некоторых арабских, международных и региональных проблемах - в Ираке, Ливане, Судане, Сомали - и использовала свои средства для разрешения этих конфликтов, в которых не было недостатка в посредниках и арбитрах. В частности, мы стремились представить факты и отправляли комиссии по расследованию и примирению, в некоторых случаях мы добивались успеха, в некоторых - нет. Однако мы по-прежнему работаем в этом направлении.
В то же время, был создан переходный арабский парламент, второй созыв которого состоялся в Лиге несколько дней тому назад. Парламент обсудил вопросы укрепления своей роли и взял на себя ответственность как законодательный орган на общеарабском уровне.
Кроме того, ЛАГ призвала к привлечению гражданского общества и частного сектора, а также проведению конференций и собраний по этому вопросу. Есть также другие роли ЛАГ, за которыми не следят в арабских странах. Экономическая ситуация является не менее важной, чем политическая, а также урегулирование конфликтов. Саммит в Кувейте в начале 2009 года по экономическому и социальному развитию широко обсудил экономические вопросы. Есть проекты по поддержке ЛАГ расширения сетей железных и автомобильных дорог. Наравне с этим проводятся региональные и международные форумы - арабо-турецкий, арабо-японский, китайский, американский и другие. Всему этому был дан старт в течение последних лет.
В 2005 году между арабскими странами была создана зона свободной торговли, и сейчас мы обсуждаем создание арабского таможенного союза в 2015 году, вслед за которым - создание единого арабского рынка. Также начались работы по проектам электроэнергетического сотрудничества между арабскими странами и подключения газопроводов, ведется работа по завершению строительства электросетей, железных и автомобильных дорог, которые завершатся в течение десяти лет, и самофинансированию арабских фондов, работающих под эгидой Лиги арабских государств.