Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров дал традиционную пресс-конференцию для иностранных журналистов - об итогах года и основных позициях российской дипломатии. Ну и о том, что он думает о мультипликационной телепередаче с политическими пародиями, появившейся на российском ТВ.
«Модернизация, прагматизм, взаимно выгодное сотрудничество» - приоритеты российской дипломатии
Пресс-конференция, как всегда, собрала почти весь корпус аккредитованных журналистов, кстати, в Москве он один из самых многочисленных в мире - около 1200 человек. Как обычно, все стремились задать вопросы, и перед представителем МИДа Андреем Нестеренко стояла задача: кому дать слово, так чтобы географический охват тем был пошире. Если в прошлом году была горячая тема - война между Грузией и Южной Осетией, то в этом пресс-конференция прошла более спокойно: можно было узнать мнение министра по концептуальным вопросам, например, об отношениях с НАТО.
Министр позволял себе шутить. Когда вначале начали фонить микрофоны, Сергей Лавров предположил: «Соловьи, что ли, поют?..» Во вступительном слове министр отметил, что мы сейчас переживаем один из переломных этапов - завершается 20-летний переходный период в мировых делах. В числе приоритетов российской дипломатии министр назвал «задачи укрепления взаимопривилегированных отношений с нашими партнерами на пространстве СНГ, в том числе с учетом того, что в этом году Россия будет председателем Содружества, углубления стратегического партнерства с Евросоюзом, развития сотрудничества с Китаем и нашими другими партнерами по БРИК, достижения практических результатов в работе российско-американской президентской комиссии и многое другое.
Все усилия нашей дипломатии будут сконцентрированы на реализации главной цели внешней политики России, а именно: создании благоприятных условий для развития нашего государства. При этом стержнем всей работы МИД России будет поставленная президентом задача - теснейшим образом увязать всю внешнеполитическую деятельность с потребностями всесторонней модернизации страны и перевода экономики на инновационные рельсы».
Катастрофа в Гаити, по мнению главы МИДа, актуализировала вопрос о создании глобальной сети предупреждения подобных природных явлений: «Несколько лет назад, после разрушительного цунами в Юго-Восточной Азии, российская сторона уже вносила предложения на этот счет. Их начали обсуждать, но затем наступило самоуспокоение. Думаю, что трагедия Гаити не оставляет места для благодушия». Кстати, журналисты спросили отдельно про ситуацию на этом острове - не будут ли США пользоваться бедственным положением, тогда как сейчас в операции задействована военная техника и там присутствует много американских военных? На это глава российского МИДа отметил, что военная техника часто используется в таких случаях - поскольку иногда иной возможности просто нет.
- Исхожу из того, что, какие бы ресурсы страны ни задействовали, Россия активно участвует в операции по оказанию помощи силами МЧС, в любом случае никто не будет злоупотреблять нынешней обстановкой, чтобы достичь иных целей, кроме помощи остро нуждающемуся в ней гаитянскому народу.
«Неприемлемо медленно!»
По понятным причинам корреспондент «Часа» спросил Сергея Лаврова о наших отношениях - в преддверии его визита весной в Латвию.
- Мы заинтересованы в том, чтобы латвийско-российские отношения развивались, - сказал министр. - Мы соседи, у нас немало общих интересов, а главное - чтобы общие интересы не замутнялись искусственно привнесенными фобиями, инерцией и менталитетом «холодной войны». Мы наблюдаем стремление наших латвийских партнеров к прагматическому развитию сотрудничества. В прошлом году мой коллега г-н Риекстиньш посетил Москву, работает межправительственная комиссия, решен вопрос с воинскими захоронениями, подписаны и вступают в силу договор социального обеспечения... Происходит много позитивного. В то же время, конечно, мы не можем не замечать, что пока еще рецидивы прошлого дают о себе знать. Медленно, крайне медленно, неприемлемо медленно решаются вопросы, которые касаются прав русскоязычного населения. Подчеркну еще раз: мы не требуем ничего сверх тех рекомендаций, которые приняты международными институтами, такими как ОБСЕ, Совет Европы, ООН. Убежден, что можно сделать значительно больше, чтобы эти люди не ощущали себя какими-то апатридами...
Это проблема не только латвийско-российских отношений, это прежде всего проблема самой Латвии как суверенного государства, но это еще и проблема Европейского союза, учитывая то значение, которое ЕС придает распространению высочайших стандартов в области прав человека не только на территории своих членов, но и среди других стран, которые в ЕС не входят...
Не могу не упомянуть в год 65-летия Победы над фашизмом сохраняющиеся рецидивы попыток героизировать пособников гитлеровцев. Мы видим стремление официальных лиц Риги дистанцироваться от этих попыток. Но мне кажется, что и здесь не должно быть какого-то благодушного отношения, потому что фашизм, его идеология противоречит всем основам, на которых зиждется основа Европы, - это и международная конвенция Совета Европы, и принципы ОБСЕ, и Лиги ООН... Ну и когда мы слышим сообщения о том, что высший латвийский орден вручается человеку, который отдавал приказ убивать российских миротворцев, убивать мирных граждан, это не добавляет позитивных эмоций в нашем сотрудничестве...
Последние слова Лаврова относились к президенту Грузии Саакашвили, который был награжден в конце ноября прошлого года. Второй вопрос корр. «Часа» был несерьезный: как министр относится к пародийной телепередаче «Мультличности» и похожи ли на себя ее персонажи - известные политики Сергей Лавров, Хиллари Клинтон, Николя Саркози, Александр Лукашенко, Юлия Тимошенко, Виктор Ющенко и пр.?
- Ну, похожи или нет - не мне судить. Но передача мне нравится. Там не все тоже однозначно, но есть просто действительно находки. Я считаю, что это полезно, - прокомментировал министр.
Америка - Россия
- Разворот администрации Обамы в сторону многосторонней дипломатии, более активного участия в коллективных усилиях по поиску решений различных глобальных проблем создал благоприятные условия для налаживания сотрудничества России с Соединенными Штатами на прагматической равноправной основе. Полагаем, что заключение, надеюсь скорое, на основе равноправия и паритетности обязательств сторон, нового Договора о СНВ будет способствовать серьезным переменам к лучшему во всей разоруженческой сфере, да и в целом в отношении ситуации со стратегической стабильностью...
В минувшем году Россия выступила с рядом конкретных инициатив, которые были призваны закрепить наметившиеся позитивные тенденции в мировых делах. Мы смогли дать старт серьезному мыслительному процессу вокруг выдвинутой президентом Медведевым идеи заключения Договора о европейской безопасности.
Смысл наших предложений очень прост - привести к общему знаменателю всю «лоскутную» архитектуру европейской безопасности. Причем сделать это не на уровне военных потенциалов и баланса сил, а на уровне институтов международного права, путем перевода в разряд юридических всего свода политических обязательств, которые были приняты государствами Евро-Атлантики за последние 20 лет, - сказал министр.
Россия не готова к созданию совместной ПРО с США на основе предлагающихся партнерами подходов.
- С США, с НАТО в контексте тематики ПРО мы говорим о необходимости начать с нуля - с совместного анализа того, откуда и какие существуют риски и угрозы ракетного распространения. Мы не готовы взять на веру то, что кто-то уже проанализировал и придумал, как с угрозами в результате анализа бороться, и нас просто приглашают, мол, вот системы, которые мы будем развивать, а вы давайте свои радары. А это не тот подход, который мы готовы поддержать...
Тест на искренность
Естественно, возник вопрос о размещении американских комплексов ПВО «Патриот» в Польше, в непосредственной близости к российской границе - по словам Лаврова, Москва ожидает дополнительных разъяснений на этот счет:
- Это предмет двусторонних отношений между США и Польшей... Наверное, есть причины, по которым они будут развернуты там. Я, кстати, не имею полной информации на этот счет, но если она верна, то возникает вопрос, почему нужно обязательно делать что-то, чтобы создать впечатление, будто Польша укрепляется против России. Это мне непонятно, и мы, конечно, рассчитываем получить разъяснения и потом будем анализировать эту ситуацию...
Помимо конкретных вопросов, был и концептуальный, об отношениях России и НАТО и о том, может ли в будущем Россия вступить в этот альянс.
- Москва сомневается в искренности заявления НАТО о неделимой Европе, - ответил Сергей Лавров. По его словам, в отношениях с НАТО Россия хочет только одного - чтобы они были такими, как договаривались в 1997 году, когда был подписан основополагающий акт Россия - НАТО, а именно: равноправными и основанными на принципе неделимости безопасности, чтобы никто не укреплял свою безопасность за счет безопасности других.
- Если наши натовские партнеры настороженно относятся к идее договора о евробезопасности, который мы предлагаем, то это означает только одно - ведь внутри НАТО существуют юридические обязательства, гарантирующие, что для членов НАТО безопасность неделима. Если они считают, что эта привилегия должна распространяться только на членов Североатлантического альянса, значит, все заверения о том, что в Европе больше нет и не будет разделительных линий, были неискренними...
По словам министра, предлагаемый Россией договор о евробезопасности направлен на то, чтобы то, о чем говорили западные партнеры в 90-е годы, материализовать в прочные международные правовые рамки.
Это тест на искренность, если хотите, - заключил он.
Украина и Грузия - чувствительные точки
Итоги первого тура президентских выборов на Украине дают основания полагать, что в дальнейшем отношение Украины к развитию сотрудничества с Россией изменится и станет менее идеологизированным, считает глава МИД России:
- Теперь, когда мы знаем, кто вышел во второй тур президентских выборов на Украине, у нас есть основания полагать на основе тех заявлений, которые два кандидата делают, что отношение Украины к развитию сотрудничеству с Россией изменится, что это отношение будет гораздо менее идеологизированным. Надеюсь, что идеология вообще уйдет из наших взаимовыгодных связей.
Грузинская журналистка спросила о встречах представителей российского МИДа с членами грузинской оппозиции.
- Что касается контактов с бывшим премьером Грузии Зурабом Ногаидели, то мы никогда от них не уходили, мы не разрывали дипломатических отношений с Грузией, так что не мы являемся виновниками того, что контакты по официальной линии у нас весьма и весьма скудны... Но мы никогда не обязались ни перед кем, и это не входит в международную практику, что мы не будем отвечать на просьбы о том, чтобы встретиться с тем или иным политическим деятелем, будь то Грузия или какое-либо иное государство...
По словам Лаврова, Москве кажется важной возможность услышать то, что говорят те, кто хочет разговаривать с Россией.
Ближний Восток - дело тонкое
Арабских журналистов интересовало, правда ли, что Россия продолжает контакты с палестинским движением «Хамас». Москва выступает за скорейшее возобновление переговоров по ближневосточному урегулированию и продолжит контакты с «Хамасом», заявил Сергей Лавров. Он отметил при этом, что в ближайшее время состоится министерское заседание квартета международных посредников по урегулированию на Ближнем Востоке.
- Мы убеждены, что в любом конфликте необходимо вовлекать все стороны в диалог. Наши контакты с «Хамасом» будут продолжены. Только единая Палестина может обеспечить оптимальные условия для проведения тех переговоров, которые, я надеюсь, Махмуд Аббас все-таки сможет возобновить со своими израильскими партнерами... Необходимо как можно скорее убедить стороны сесть за стол переговоров на основе тех критериев, которые были одобрены Советом Безопасности. Сейчас главным препятствием на пути возобновления переговоров является поселенческая деятельность Израиля. Те решения, которые были приняты премьер-министром Нетаньяху, идут в правильном направлении, но они недостаточны.
Мы считаем необходимым в ближайшее время провести министерское заседание квартета, потому что квартет несет особую ответственность за выполнение тех договоренностей, которые были достигнуты ранее сторонами, и за те решения, которые принимает Совет Безопасности.