Генерал Капур подчеркнул, что это делается в рамках широкой программы пересмотра Индией старой военной доктрины и приведения её в соответствие со становящимся всё более вероятным стратегическим сценарием с целью повышения надёжности стратегии «холодного старта».
Укрепив свой наступательный потенциал в возможном противостоянии с Пакистаном в 2005 году путём основания нового командования — юго-западного, — Индия сосредоточила усилия на создании противовеса своему восточному соседу — Китаю. Главком индийской армии сообщил, что акцент будет теперь распределяться пропорционально между западным и северо-восточным направлениями.
Пакистан отреагировал предсказуемо, назвав этот шаг Индии свидетельством «гегемонистического и шовинистического мышления» и обвинив её в «обнаружившейся злонамеренности», а также призвав международное сообщество обратить внимание на происходящее в Индии. Пакистанские официальные лица подчеркнули, что ни в коем случае не следует недооценивать свойственную их стране «способность и решительность срывать коварные планы, направленные на подрыв безопасности Пакистана». Подобной реакции от Пакистана ожидали все, так как представители кругов, связанных со службами безопасности этой страны, увидели в этом повод в очередной раз убедить американцев в необходимости держать войска на индийской границе, а не отправлять их на афганскую — воевать с талибами.
Реакция Китая, с другой стороны, была более взвешенной, более того, Китай предпочёл вообще не затрагивать этот вопрос напрямую. Возникновение разногласий совпало по времени с началом новой фазы в развитии оборонных отношений между странами — начался диалог на уровне министров обороны. С другой стороны, китайские аналитики в последние годы выражали обеспокоенность в связи с растущими военными амбициями Индии и замеченном ими переходом её военной стратегии от оборонительной к «наступательной и агрессивной».
Именно каргильский конфликт 1999 года обнажил уязвимое положение Индии, когда в Пакистане осознали, что она неспособна реагировать быстро и эффективно. Тогдашний главнокомандующий индийской армией прославился заявлением о том, что войска будут сражаться любым оружием, которое у них будет, чем подчеркнул недовольство военных неспособностью приобрести нужные виды вооружений. Индия смогла взять верх и оттеснить пакистанцев за линию контроля только потому, что конфликт фактически происходил только на стопятидесятикилометровой линии фронта в каргильском секторе. За нападением на здание индийского парламента в 2001 году последовал очередной виток противостояния между индийской и пакистанской армиями на линии контроля, и вновь Индия не смогла быстро, решительно нанести Пакистану значительных потерь из-за отсутствия точного оружия и приборов ночного видения, без помощи которых нельзя наносить резкие, «хирургические» удары.
Ядерный аспект тоже имеет большое значение, так как в том числе из-за него отдельные элементы в кругах, связанных со спецслужбами Пакистана, стали более склонными к некоторому авантюризму. Осознав, что Индия не захочет эскалации конфликта из-за опасности выхода его на стадию ядерной войны, отдельные представители кругов, связанных с армией и разведкой Пакистана, решились на переход к боевым действиям с применением нерегулярных формирований.
С точки зрения Индии это выглядит как структурный парадокс: с одной стороны, наличие ядерного оружия сделало обычную войну с Пакистаном ненужной, с другой — приходится искать способы вести ограниченные боевые действия против этой страны, в то же время не переступая порога и не начиная ядерной войны. Ядерное оружие позволило Пакистану отгородиться от широкомасштабного наступления Индии, а также привлечь внимание мировой общественности к происходящему в Индостане.
После операции «Паракрам» 2001-02 годов индийская армия попыталась ввести новую доктрину — доктрину «холодного старта», по сути дела представлявшую собой попытку научиться вести войну ограниченного масштаба, находясь под «ядерным зонтиком». Для разрешения дилеммы, преследующей Индию начиная с 1998 года, индийские стратеги сосредоточили усилия на разработке военной доктрины, которая дала бы им возможность быстро, решительно наносить Пакистану удары ограниченной силы, — это позволяло бы захватывать отдельные участки территории до вмешательства международного сообщества, а затем пользоваться ими как «фишками» в торге по окончании конфликта.
Доктрина эта всё ещё находится в стадии развития, и не вполне ясно, насколько эффективно она позволит обеспечивать ограниченность территории, на которой разворачивается конфликт, так как Пакистан может оказаться поставленным перед необходимостью переступить через ядерный порог или проиграть. Более того, две другие оборонные службы Индии не поддержали сухопутную армию, да и гражданское правительство не продемонстрировало заинтересованности в программе разработки доктрины.
Как следствие, доктрина «холодного старта» оставалась в центре внимания, в то время как органы национальной безопасности Индии занимались поиском вариантов политики в отношении Пакистана. Тем не менее, доктрина эта всё ещё находится в разработке. Для претворения её в жизнь потребуется правильное оборудование, которое Индии придётся покупать в первоочередном порядке.
Если этот подход будет действительно воплощаться в жизнь, то армии придётся в существенной степени повысить свою мощь, а для этого нужно будет преодолеть немалое количество застарелых проблем в системе снабжения армии.
Кризисы 1999 и 2001 годов вынудили правительство Индии повысить расходы на армию, но вскоре после этого политические соображения возобладали снова. В 2004 году к власти пришло правительство Объединённого прогрессивного альянса во главе с Индийским национальным конгрессом и тут же приказало провести расследование в отношении некоторых контрактов на приобретение оружия, заключённых предыдущим правительством. Начиная с конца 1980-х в сфере снабжения армии разразилась череда скандалов, что отбило у бюрократов желание идти на риск и затормозило процесс перевооружения. Сложнейшие бюрократические процедуры, с которыми связано снабжение армии, привели к тому, что значительную часть средств, выделенных на оборону, просто не удалось потратить.
В последние несколько лет Пакистан быстрыми темпами покупал у США новые технологии, так как участвовал в войне с террором, а Китай тоже модернизировал свою армию всё быстрее и быстрее — только индийская армия отстала с модернизацией на доброе десятилетие.
Главком индийской армии, говоря о процессе подготовки Индии к войне «на два фронта», сказал очевидную вещь. Индийские вооружённые силы обязательно должны готовиться к подобной войне, учитывая, какую угрозу для её безопасности представляют соседи, — ведь вооружённые силы Пакистана и Китая как раз начинают рассматривать возможность будущего конфликта с Индией. Необходимо, однако, держать в уме то, что, в отличие от Пакистана и Китая, в Индии стратегическим планированием политики занимается исключительно политическое руководство страны, а оно пока не обязалось участвовать в разработке всеми обсуждаемой новой доктрины.
Харш Пант читает лекции в Лондонском королевском колледже. Среди областей его научных интересов — распространение оружия массового поражения, внешняя политика США и вопросы безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Также он работает в качестве приглашённого научного сотрудника в CASI (Университет штата Пенсильвания)