Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Урегулирование карабахской проблемы ускоряется?

© РИА Новости / Перейти в фотобанк Кочарян на пресс-конференции в Кремле по итогам сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ
 Кочарян на пресс-конференции в Кремле по итогам сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Информированные источники утверждают, что недавно в узком кругу Роберт Кочарян сказал, что он не собирается возвращаться в большую политику, за исключением того случая, если в карабахском вопросе начнутся плохие процессы.

Информированные источники утверждают, что недавно в узком кругу Роберт Кочарян сказал, что он не собирается возвращаться в большую политику, за исключением того случая, если в карабахском вопросе начнутся плохие процессы. Эти слова, согласно информированным источникам, были сказаны не так уж давно, то есть, сказавший или знал что-то, делая оговорку, или просто, будучи экс-президентом, благодаря уровню осведомленности, позволил сделать точные выводы относительно процесса карабахского урегулирования.

 

Так или иначе, информация, что Роберт Кочарян отправился в Иран, вызвала политическое цунами в ряде СМИ, став темой для «глубокомысленных» анализов. С нашей же стороны позволим себе предположить, что и нынешний президент, и бывшие два президента, в соответствии со своим рангом, знают столько секретов, касающихся внешней политики, что в трудные для государства моменты действующий президент может каждому из них дать какое-нибудь задание, и в этом ничего странного нет. Просто в Армении все это воспринимается как странное. И не надо вовсе считать удивительным то, что тонкие региональные вопросы и будущая дорога обсуждались с нашим южным соседом на уровне второго президента Армении. И, независимо от политической ревности друг к другу, мы вновь позволяем себе предположить, что действующий и бывший президенты Серж Саргсян и Роберт Кочарян так долго были вместе, что их конкуренция может иметь только внешнее проявление, а в словах они, вольно или невольно, обязаны помогать друг другу в вопросе обеспечения баланса по разным направлениям и внешней, и внутренней политики Армении. Просто до сих пор это был или незаметный, или неактивный процесс. Однако здесь можно вернуться к сказанному Кочаряном.

 

Могут ли переговоры по карабахскому урегулированию развиваться по плохому сценарию? Или же зададим вопрос иначе: настолько ли ускорился процесс, что в 2010 году проблема получит разрешение, и что Азербайджану даже может показаться, что это разрешение не благоприятно для него, и он будет продолжать намекать на силовое решение проблемы? Во всяком случае, сделанные азербайджанскими официальными лицами последние заявления об «альтернативном пути», насколько бы ни были протокольными, могут иметь связь с обновленным вариантом Мадридских принципов. В этом смысле Армения в том же положении.

 

Однако если признать, что интересы всех стран-игроков в регионе или совершенно не совпадают, или теоретически могут совпадать только частично, то это дает основание нашим политическим деятелям предположить, что еще долго в этой проблеме будет сохраняться статус-кво.

 

Однако это не означает, что нет вопроса - может ли обновленный вариант Мадридских принципов, который Азербайджану был представлен раньше, а Армении - всего лишь на днях, и преамбула к которому была согласована в Сочи, содержать настолько плохие положения для обеих стран, скажем вопрос миротворцев в контексте «кто?» (сказанное в Иране Кочаряном относительно дислокации иностранных войск на территории, близкой к Ирану). Фактически Турция, Россия, Иран, США и еще там кто-то, но, прежде всего, эти четыре страны, хотят быть главными миротворцами. Причем никто из них не доверяет остальным трем безоговорочно.

 

Должна ли была Россия присутствовать здесь (в предусматриваемом коридоре)? И если это произошло с согласия Армении - хорошо, если же с согласия Азербайджана - опять хорошо.

 

Или вопрос возвращения территорий... Против чего будут возвращаться? И что взамен даст получатель? То есть, в основном, и особенно наше политическое поле, ответы на все эти вопросы не знают, и потому никто не знает, близка ли к разрешению карабахская проблема в этом году или нет, или, как было долгие годы, будет растягиваться бесконечно?

 

Конечно же, на этот вопрос никто однозначно ответить не может. Однако и невооруженным глазом можно увидеть, что в январе вокруг Армении развернулась беспрецедентная активность - один за другим страну посещают высокопоставленные сановники разных стран. И хотя из громогласных высказываний ничего нельзя понять, однако ясно, что под разными дипломатическими формулировками спрятан интерес к армяно-турецкой и карабахской проблемам.

 

Активность России в карабахском вопросе и армяно-турецких протоколов очень хорошо проявилась особенно в январе. Заметно, что Россия хочет окончательно взять под свое покровительство урегулирование этих процессов. Правда - с разрешения и при поддержке США. Но видно, ставки чрезмерно повысила Россия. Как и ожидалось, она быстро получила ответ и еще получит, а соперничеству Россия-США, можно сказать, нет конца. Позавчера помощник госсекретаря США Филипп Кроули заявил, что администрация Обамы является сторонником урегулирования отношений между Арменией и Турцией и скорейшей ратификации армяно-турецких протоколов и продолжает консультации со странами, чтобы достигнутые соглашения были ратифицированы, и Хилари Клинтон на встрече с Ахметом Давутоглу коснулась вопроса ратификации протоколов.

 

Это можно понять так: если с нашего разрешения Россия активизирует свою роль в вопросе нагорно-карабахского урегулирования, то мы займемся армяно-турецким вопросом и не позволим России прыгнуть выше головы - ведь тема армяно-турецких отношений всегда насущна. Сколько бы Мерзляков (российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, - прим. пер.) ни говорил, что сопредседатели приветствуют активность России, однако ревность, а до нее и интересы (лидирующие позиции), всегда будут заставлять США выступать в роли противовеса.

 

На этом фоне официальный Баку продолжает делать заявления. Мол, в случае отсутствия возможности урегулирования карабахской проблемы, они прибегнут к силе оружия. О поиске альтернативного пути урегулирования карабахской проблемы накануне сочинской встречи говорил руководитель аппарата президента Азербайджана Рамиз Мехтиев, а министр обороны РА Сейран Оганян сказал, что Армения всегда готова нанести контрудар.

 

Наши политические деятели, отягощенные большой дозой потока информации в короткие сроки, находятся в абсолютной растерянности, в связи со своими прогнозами, касающимися ближайшего будущего карабахской проблемы. Часть из них, как, например, Артак Давтян (Республиканская партия Армении), считает, что вряд ли в 2010 году следует ожидать не теоретического, практического решения карабахской проблемы. Причем, его точки зрения придерживался Грайр Карапетян из Армянской революционной федерации «Дашнакцутюн», который считает, что встреча в Сочи ничем не отличалась от предыдущих встреч, а до решения проблемы надо пройти довольно долгий путь.

 

И это в том случае, когда политические круги не знают, что же написано, в конце концов, в согласованной в Сочи преамбуле подготавливаемого документа, на что дали сторонам две недели, и правда ли, что там внесено условие - участие Нагорно-Карабахской Республики в дальнейших переговорах. Но, согласно позвучавшим другим точкам зрения, в 2010 году возможно изменение статус-кво НКР (бывший член партии «Дашнакцутюн» Рубен Акопян). Бывший руководитель делегации Армении в ПАСЕ Ованнес Ованнисян сказал, что, мол, по его мнению, начинается последний этап урегулирования карабахского конфликта, и страны-сопредседатели решили вручить мандат по урегулированию проблемы России. Кроме того, если в переговоры вовлекают НКР, это значит, что разрешение близко (напомним, что об этом не раз заявляли и сопредседатели в отдельных эпизодах, и армянская сторона на разных уровнях обсуждений). А кто ошибается - наши граждане, привыкшие к растягиванию вопроса, бывший руководитель ПАСЕ, или... Роберт Кочарян, который свое возвращение в политику обуславливает неблагоприятным развитием процесса карабахского урегулирования, - станет видно во время одного из ближайших этапов стремительно развивающегося процесса.

 

И, в конце, в качестве экзотики, отметим, что даже новый руководитель ПАСЕ Мевлют Чавушоглу сказал, что урегулирование карабахской проблемы очень важно для Европы, сопредседатели Минской группы продолжают прилагать усилия для разрешения проблемы, и ПАСЕ будет делать все для мирного урегулирования проблемы. Новоназначенный руководитель ПАСЕ немедля высказал мнение об армяно-турецких отношениях, сказав, что диалог внесет свой вклад в дело обеспечения безопасности в регионе.

 

Перевод: Гамлет Матевосян