Милиция в очередной раз разогнала участников несанкционированной акции в защиту 31-й статьи Конституции, которую пытались провести правозащитники и активисты оппозиционных политических движений.
К шести часам вечера на Триумфальной площади стали собираться люди, среди них были как правозащитники и гражданские активисты, так и рядовые граждане. Того, что они пришли участвовать в акции в защиту 31-й они не скрывали. Некоторые пенсионеры объясняли корреспонденту РС, почему они решили прийти: в частности, их возмущают нечестные выборы.
Милиционеров и солдат внутренних войск в районе Триумфальной площади было очень много, по ее периметру стояли несколько десятков автобусов с зашторенными окнами.
Ближе к 18.00 омоновцы стали, выдвигая металлические ограждения, искусственно сужать проход к метро, из-за чего возникла давка. При этом милицейские чины призывали собравшихся "не мешать проходу граждан".
Между тем на Триумфальной площади к этому моменту собралось несколько сотен человек, среди них было очень много журналистов. В какой-то момент сотрудники милиции при помощи тех же ограждений блокировали всех, кто оказался около метро "Маяковская" (около выхода из Зала имени Чайковского). И сразу же начались задержания – можно было видеть, как омоновцы и какие-то люди в штатском волокут – по одному – мужчин и женщин. Три автобуса, стоявшие неподалеку, заполнились быстро.
Позднее стало известно, что задержаны были лидер движения "Солидарность" Борис Немцов, правозащитники Лев Пономарев и Олег Орлов, а также Илья Яшин и многие другие.
Уже находясь в автозаке, Борис Немцов дал интервью Радио Свобода.
- Борис Ефимович, как вас задержали?
- Мы вместе с Людмилой Михайловной, с Борщовым, с Панюшкиным, с Яшиным, с Артемием Троицким, Димой Муратовым пришли на Театральную площадь. Там встретило немыслимое количество омоновцев и милиция. Тут же нас окружили до зубов вооруженные омоновцы и стали давить. В принципе могли раздавить Людмилу Михайловну, и моя главная задача была не допустить, чтобы, не дай бог, что-то случилось со здоровьем. Мы, естественно, сделали все, чтобы ее не придавили. Потом подошли головорезы, выхватили меня и увезли. Сейчас вот привезли в Тверское отделение. Вместе с Яшиным мы здесь находимся. Вы мне звоните – я еще в автозаке сижу.
- Как себя вела милиция?
- Тот, который был рядом с нами, полковник, Виктор Александрович его зовут, вел себя вполне прилично, соглашался с тем, что власть делает все, чтобы, в конце концов, случилась революция, глупости совершает. Остальные вели себя, как звери – хватали, крутили, орали, визжали, толкались, сжимали вокруг Людмилы Михайловны толпу.
- Они утверждают, что Людмилу Михайловну они, оказывается, защищали…
- Наглая ложь! Они давили на нас и сжимали ее так, что мужественная Людмила Михайловна была вынуждена кричать, чтобы они не раздавили. Негодяи законченные!
- Сколько людей вместе с вами задержано?
- В автозаке было 22 человека.
- А сколько, на ваш взгляд, участвовало в акции?
- Если с ОМОНом и милицией – несколько тысяч. А если без ОМОНа и милиции – несколько сотен.
На исходе первого часа с момента первых задержаний в автобусах и автозаках оказались, по самым грубым подсчетам, около ста человек.
Акции в защиту Конституции в воскресенье все-таки удалось провести в других городах России, в частности, в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Иркутске и Владивостоке. Правозащитники и активисты оппозиционных движений заявляют, что попытки проведения таких акций будут продолжаться и в российской столице.