История с секретными тюрьмами ЦРУ в Литве все не утихает: в недавней отставке министра иностранных дел страны Вигаудаса Ушацкаса и отзыве посла в Грузии, экс-главы Департамента госбезопасности Мечиса Лауринкуса многим тоже видится след этого скандала.
Добро пожаловать в Антавилис, местечко в 20 километрах к северо-востоку от Вильнюса. В советское время здесь располагался дом престарелых республиканского значения. В постсоветское время – одна из четырех конных баз Литвы. Бизнес был такой: литовцы скупали коней за копейки в России и на Украине для перепродажи европейским конюшням. Чуть позже дело заглохло, и предприниматели продали комплекс. Еще позже выяснилось, что продали фирме, связанной с Департаментом государственной безопасности (ДГБ) страны.
Американские журналисты из ABC News утверждают, что литовские «органы» приобрели недвижимость в Антавилисе для нужд ЦРУ. Предполагается, что здесь в 2004-2005 годы содержались восемь боевиков Аль-Каиды. Прописывали им, понятное дело, совсем не те таблетки и не те водные процедуры, которые полагались обитателям местного дома престарелых.
Неизвестно, узнало бы об этом вообще литовское руководство, если бы администрация Обамы не взяла весной прошлого года курс на ликвидацию подобных тюрем, разбросанных по планете. С точки зрения нового американского президента, держать подозреваемых в неволе без суда и следствия, применяя пытки в духе голливудских шпионских боевиков (имитация утопления и т.п.) – нехорошо. Трудно представить, что информацию о литовской тюрьме слили в американскую прессу без получения санкции сверху.
Главное – отсутствие доказательств
Промолчать после репортажей ABC News о тюрьме ЦРУ в Антавилисе (иногда поселок называют во множественном числе – Антавиляй) было бы неприлично: что это за европейская страна, которая допускает нарушения прав человека? Президент Даля Грибаускайте дала понять, что секретная тюрьма вполне могла существовать при президенте Адамкусе. Вопрос расследовал комитет Сейма по национальной безопасности и обороне. Комитет неопровержимых доказательств, разумеется, не нашел. Да, в стране садились самолеты американских спецслужб. Действительно, литовская таможня по приказу ДГБ их не досматривала. Но если кто из Аль-Каиды и ступал на литовскую землю, то к настоящему моменту боевиков-исламистов на территории страны нет. А на нет и суда нет.
Политики, пребывавшие у власти во время существования предполагаемой тюрьмы (тогдашние президент Валдас Адамкус, премьер-министр Альгирдас Бразаускас и другие), все отрицают. Министр иностранных дел (теперь уже с приставкой экс-, но об этом позже) Вигаудас Ушацкас заявил, что главное в расследовании – отсутствие доказательств тому, что в тюрьме Антавилиса были заключенные.
Месяц назад евродепутат, лидер оппозиционной партии «Право и справедливость» Роландас Паксас также был допрошен парламентским комитетом в ходе расследования. Паксас, напомним, был избран президентом в 2003 году, но весной 2004 года Сейм отстранил его от должности: Конституционный суд признал Паксаса виновным в незаконном предоставлении литовского гражданства Юрию Борисову, спонсору его предвыборной кампании, и в разглашении государственной тайны (суд счел, что Паксас намеренно дал понять Борисову, что телефонные переговоры последнего прослушиваются). Экс-президент заявил комитету, что причиной его импичмента была нелюбовь к американским тюрьмам.
В 2003 году Литва готовилась к вступлению в НАТО, и часть политиков из лучших патриотических побуждений склонялась к тому, что ради вступления страны в альянс не грех оказать американцам посильную помощь, если те попросят. Вполне возможно, что поступавшие в то время из США сигналы касались не только отправки войск в Ирак и Афганистан. Паксас заявил парламентскому комитету, что причиной его отставки послужил как раз отказ от размещения секретных американских объектов в Литве. Очевидно, у экс-президента было свое представление о национальных интересах страны.
«Я не согласился с предложением тогдашнего главы ДГБ Мечиса Лауринкуса разместить в Литве заключенных ЦРУ, – рассказал «ДД» Паксас. – Никогда не был против США и не буду. Но я против страусиной политики и беспрекословного выполнения заокеанских требований. По той же причине в 1999 году я ушел в отставку с поста премьера, потому что не согласился с продажей Мажейкяйского нефтеперерабатывающего завода американцам по дешевке, за какие-то побрякушки». Паксас отправил Лауринкуса в отставку и договорился, что назначит его послом в Испанию. Но вместо Мадрида Лауринкус отправился на стажировку в США, а Сейм не утвердил в должности главы ДГБ Гинтараса Багдуонаса – в парламенте посчитали, что тот «работает на Восток».
Кого уйдут следующим
Сторонники Паксаса считают, что именно Лауринкус предоставил литовским журналистам изысканный компромат на главу государства. «Стоительство тюрьмы началось через несколько недель после моей отставки», – сказал Паксас. Совпадение или нет, но Лауринкус, работавший в последнее время послом в Грузии, после показаний экс-президента был отозван домой.
21 января в отставку ушел и министр иностранных дел Ушацкас. Официальная причина – «утрата доверия президента». Неофициальная – личная неприязнь, которую министр и президент испытывают друг к другу с тех пор, как начали работать вместе на дипломатической службе в начале девяностых. Поговаривают, что после избрания Грибаускайте Ушацкас выражал неуверенность в том, что продержится на своем посту сколько-нибудь значительное время.
Возможно, все не так просто: в то время, когда сооружалась тюрьма в Антавилисе, Ушацкас работал послом Литвы в США. Выяснить из первых рук, связана ли отставка со скандалом вокруг тюрьмы, к сожалению, не удалось. Господин Ушацкас скороговоркой сообщил, что с прессой общаться не хочет, и бросил телефонную трубку.
«Ушацкас – высококлассный министр и дипломат. Не думаю, что тут что-то личное, ведь именно при нем МИД стал отказываться от воинственной риторики, – считает евродепутат от либералов Леонидас Донскис. – Это упрощенная версия произошедшего. На самом деле это жест против всей системы. При президенте Адамкусе МИДу отводилась особая роль: все знали, что эта структура в правительстве – первая среди равных. Сейчас МИДу дают понять, что роль его меняется».
онскис допускает, что в Антавилисе могли быть заключенные, но полагает, что Сейм не знал о переговорах с ЦРУ. «Тут работала старая стратегия: считалось, что во имя Литвы страна должна идти навстречу США, вести тайные переговоры. Именно эту модель и стала менять Грибаускайте: по конституции у нее широкие полномочия во внешней политике». Если Паксас прав, то противостояние нового президента с огранами закончится тем, что в прессе появится компромат на Грибаускайте. Паксас, однако, предположил, что героем следующего скандального материала о Литве станет не глава государства, но «человек, побывавший в Антавилисе не по своей воле».