Жители нашей страны окончательно разочаровались в родном правительстве. Люди выбрали молчаливый, но страшный по своей сути и последствиям для государства вариант протеста — семьями навсегда уезжают за границу. О массовой миграции латвийцев, а также о том, почему буксуют последние решения правительства ЛР, «Субботе» рассказала известный экономист Евгения Зайцева.
— Уверена, у каждого из нас сегодня найдется масса знакомых и родственников, которые в поисках лучшей доли — а часто просто куска хлеба — уехали жить и работать в другие страны: Ирландию, Англию, Россию, Швецию, Норвегию... Эмигрантами становятся не от хорошей жизни, уезжают, не скрывая слез. Придите в аэропорт и посмотрите на людей, которые регистрируются на лондонские, дублинские и другие рейсы. Видно, что многие покидают родину надолго, некоторые даже плачут. Семьи бросают на произвол судьбы квартиры, хутора, дома и отправляются куда глаза глядят. Потому что продать недвижимость сегодня можно только за гроши. Это страшно. 2009 год вошел в историю Латвии беспрецедентным оттоком населения за рубеж. Только в Великобритании в первом полугодии 2009 года зарегистрировались на разных работах около 5,5 тысячи бывших наших. Во втором полугодии — еще больше.
Темпы сокращения населения в Латвии вполне можно сравнивать с цифрами военного времени. По самым оптимистичным предварительным подсчетам, в течение ближайших лет страна потеряет еще около 60 тысяч человек! В то время как за период Второй мировой страна потеряла около полумиллиона жителей — из довоенных двух миллионов. По данным Центрального статистического управления, с 1991 года население сократилось почти на 400 тысяч человек. Практически те же полмиллиона. Идет массовый отъезд. Он неконтролируем. По моим данным, люди отправляются не только на запад, многие выезжают на восток. Работу и жилье они находят в Белоруссии и России. За последние два года гражданами России стали тысячи бывших латвийцев. Среди них много бывших неграждан. Они имеют право на особый упрощенный порядок получения российских документов.
Потеряли 300 000 человек
Если сейчас провести грамотную перепись населения, боюсь, мы получим миллион 900 тысяч душ в наличии. То есть, как я упомянула выше, статистика дает большее количество жителей — 2,2 миллиона, — но это очень сомнительные данные. При существующей системе прописки — а вернее, ее отсутствии — никто не знает: сколько же реально осталось народа в Латвии? По моим оценкам, около 300 тысяч людей за последний год-два мы потеряли точно, и скорее всего — навсегда. Самое страшное, что если раньше уезжали мужчины (потерявшие работу) и талантливая молодежь, теперь с Латвией все больше прощаются целыми семьями.
Мне рассказали, что в декабре социальные работники в районах колесили по деревням в поисках пропавших учеников — они искали, куда девались дети, не посещающие учебные заведения. Чиновники выяснили, что родители этих школьников, ранее эмигрировавшие в разные страны, забрали туда своих детей. Единственное, о чем мало кто задумывается и говорит сейчас, — Евросоюз очень скоро заставит нас впустить мигрантов, это понятно. Свято место пусто не бывает, к нам приедут другие люди, раз свои не нужны.
Ведь Латвия по площади — это 1/4 Германии, но у нас живут около двух миллионов человек, а в Германии — 80 миллионов. По меркам Евросоюза, мы живем в пустыне. Дошло до того, что премьер-министр Валдис Домбровскис в своем традиционном новогоднем поздравлении выразил благодарность тем, цитирую: «Кто доверяет — тем, кто остался и не уехал, тем, кто помогает другим».
По Интернету же вот уже полгода гуляет фраза: «У Латвии только один выход из кризиса — рижский аэропорт». Миграция — всегда показатель народного доверия правительству. И это неправда, что собирать чемоданы и улетать бог знает куда легко и весело. Это очень трудно, а особенно тем, кому уже за 40. Это трагедия как для народа, так и для страны. Невольно вспомнишь трактаты классиков марксизма-ленинизма. По сути дела, можно говорить о революционной ситуации: низы по-старому уже жить не могут, верхи не способны что-то изменить. Руководство страны делает шаг вперед — и тут же два назад.
Правительство: шаг вперед, два назад
— Миграция возникает потому, что у народа нет работы. И нет уже надежды, что что-то может вскоре измениться к лучшему. Уровень безработицы в Латвии- 20 процентов, сколько человек получают пособия и какие, мы знаем. Программы выхода из кризиса, которые приняло правительство, не работают. Не потому, что эти программы так уж плохи, нет...
В расчетах много ошибок, потому что в руководстве страной мало подлинных экономистов и специалистов, как следует разбирающихся в финансах. Возьмем, например, программу правительства, касающуюся помощи малым предприятиям. Посмотрела, удивилась: она рассчитана на малые предприятия, на которых работают сотни человек, а не 4,4 человека, как показывает расчет по данным СГД. Поэтому вся система расчетов любой программы правительства логично летит в тартарары.
Основная масса частных фирм — микропредприятия, которые не имеют никакого запаса прочности. Маленькие компании, поверьте мне как эксперту и консультанту, не в состоянии выполнить ни одну бюрократическую процедуру. У них нет времени звонить по инстанциям и тем более по ним ездить. Нет средств, чтобы нанять специального консультанта, поэтому фирмы не могут получить даже то, что можно было бы получить от государства в качестве помощи! Никакого прироста производства, на мой взгляд, тоже пока нет, а объявленная дефляция в 1,2 процента на самом деле лишь говорит о падении покупательского спроса в декабре 2009 года. Реального падения цен нет, есть пустые кошельки людей.
Улучшение торгового баланса, которое правительство называет позитивным сигналом, на самом деле спровоцировано... сокращением импорта. Ситуация углубляется неправильной налоговой политикой — повышением налогов. Наше правительство упорно не хочет уменьшить громоздкий госаппарат, который следует буквально переполовинить. Вдумайтесь, в Латвии, по данным «Евростата», восемь процентов работающих в народном хозяйстве страны заняты в системе управления со средними окладами в 500 латов, то есть живут за счет госденег. Это огромная армия — к концу 2008 года она насчитывала около 80 тысяч человек! На 2010 год запланировано сокращение чиновников до 59 тысяч, что, конечно, полумера. У наших соседей — литовцев и эстонцев — чиновников всего пять процентов.
Ошибки правительства
Когда в госсекторе в 2007 жирном году была повышена зарплата, это обосновывалось тем, что у населения Латвии вообще тогда заметно выросли доходы. Но это опять ошибка: в тот момент просто практически все частные фирмы страны дружно легализовали зарплаты своим работникам — то есть дружно стали платить налоги, отказались от практики зарплаты в конвертах. Причем часть налогов были уплачены за счет сокращения суммы, причитавшейся работнику на руки. А правительство приняло произошедшую легализацию доходов за их рост и тут же взвинтила оклады чиновникам до астрономических цифр. В том же госсаппарате разрыв зарплат огромен — от 180-200 латов и до двух-четырех тысяч, что дает средний результат на 2010 год в размере 500 латов.
Срочно требуется инвентаризация
То есть пока не поздно, пока еще не все уехали из страны, надо сократить армию чиновников, снизить налоги, ввести льготы на инвестиции и благотворительность. Да, это даст новых безработных, но в совокупности это намного дешевле, чем ежемесячно кормить эту армию служащих. Только на зарплату госаппарата и армии в месяц надо около 30 миллионов латов, а еще плюс социальные платежи, содержание их офисов и т. д.
Чтобы снизить безработицу, пора заняться организацией общественных работ, а не мифической поддержкой экспортного производства. И что еще важно — надо наконец-то заняться инвентаризацией имущества, ресурсов и обязательств Латвии, чтобы наконец была собрана правдивая информация, на основе которой можно будет приступить к разработке долгосрочной программы развития экономики. Надо четко понимать, что у нас еще есть, какими ресурсами владеем на самом деле, сколько нужно отдавать средств кредиторам уже сегодня и сколько придется платить потом...
Минфин себя не обидел!
По данным Госконтроля
В конце 2008 года и в первой половине 2009 года в Минфине, не поверите, была не понижена, а повышена зарплата 47 сотрудникам — на 9-22 процента! Причем это данные всего на 133 человека, которые попали в выборку работников Госконтроля.
Да, в августе 2009 года всем в Минфине зарплаты понизили на 20 процентов. Но если ранее некоторым сотрудникам зарплату увеличили на 22 процента, то по итогам года она фактически оказалась повышенной. Вот такие чудеса происходят в стране в момент кризиса.
Еще один потрясающий факт — по состоянию на 1 октября 2009 года в министерстве финансов на 1,8 рядового работника приходится один руководитель.