«Газпром» регулярно сталкивается с возмущением по поводу своих агрессивных методов использования энергоресурсов в качестве инструмента политического давления. Некоторые, в большинстве своем сами россияне, видят в нем символ успешной и сильной России, в то время как другие считают его доминирующим гигантом, правой экономической рукой Кремля, внедряющей, или, скорее, навязывающий его политику, используя в качестве оружия энергоресурсы.
Как Людовик XIV говорил в свое время «Государство – это я», так и «Газпром» мог бы сказать то же самое, учитывая его коммерческую мощь и безусловную поддержку правительства. Однако, также как и компания Monsanto (лидер в области биотехнологии растений – прим. перев.) вызывает страстные споры по поводу своих генетически модифицированных семян, так и на деятельность «Газпрома» нельзя просто повесить ярлык «правильно» или «неправильно» и вынести ей окончательный приговор.
Хотя он далеко не ангел, «Газпром» нельзя назвать и дьяволом. Легко искать виноватых, забыв о том, что нефтегазовая индустрия – это безжалостный сектор экономики, где каждая крупная компания пытается позиционировать себя на ближайшие 20-30 лет, гарантировав предсказуемые поставки и спрос внутри страны и за ее пределами. В конце концов, крупные западные энергетические компании не появились на свет милыми и приличными. Потребовались десятки лет, чтобы выработать и провести в жизнь нормы поведения, писаные и неписаные. Кроме того, просто забыть, что все энергетические компании учитывают интересы страны, из которой они происходят.
Почему «Газпром» должен вести себя как-то по-другому? И почему «Газпром» должен брать на себя задачу вести себя по-другому, когда он может вести себя так, как хочет, без какого-либо наказания со стороны собственного правительства?
Главная проблема с «Газпромом» может быть сформулирована с использованием знаменитой цитаты министра обороны США Дональда Рамсфельда, который сказал по поводу Ирака: «есть известные неизвестные; то есть мы знаем, что есть вещи, которые мы не знаем. Но также есть и неизвестные неизвестные – вещи, которые мы не знаем, что мы не знаем». Из-за всего, что мы не знаем о «Газпроме», чувствительность к его действиям выше, потому что, в конце концов, именно его сегодняшние решения и то, как он будет проводить их в жизнь, повлияют на поставки энергоресурсов на годы вперед и на происходящее на газовом рынке.
Отсутствие информации по поводу личных отношений между компанией и политиками, по поводу точной структуры собственности, по поводу роли, играемой посредниками, по поводу потоков денег, идущих через лабиринты оффшорных и фиктивных компаний и по поводу общего образа действий «Газпром» и является тем фактором, который делает «Газпром» объектом пристального изучения и дознаний. «Газпром» старается сохранить монополию на поставки газа в Европу и Азию ценой очень больших издержек, в том числе, чрезмерно расходуя ресурсы в период низких цен. А снижающийся спрос – еще один повод для беспокойства, который заявит о себе в случае, если «Газпром» не справится с обязательствами.
«Газпром»: властелин колец
«Газпром» - это гигант: он является крупнейшей компанией России и крупнейшим производителем газа в мире и контролируется государством. «Газпром» занимается поисками и добычей газа, его переработкой и транспортировкой, управляя обширной сетью трубопроводов, протянувшихся на тысячи километров по Средней Азии и Европе. «Газпром» занимает 22 место в ежегодном рейтинге крупнейших корпораций мира за 2009 год, составленном журналом Fortune, и дает работу 456 тысячам человек. Имея тесные связи с Кремлем – президент Дмитрий Медведев был, в свое время, председателем совета директоров «Газпрома» - и выплачивая в федеральный бюджет примерно 25 процентов от общей суммы федеральных налогов (согласно докризисным данным), «Газпром» обладает уникальным влиянием и не испытывает никаких сомнений по поводу игры мускулами.
У «Газпрома» есть удивительная способность делать вещи, являющиеся нравственно предосудительными по западным стандартам, и игнорировать возникающих критиков. Формирование образа и связи с общественностью – это концепции, которые еще не укоренились достаточно твердо, особенно потому, что русские глубоко верят в правомерность своих действий, идет ли речь о разборках с Чечней или Грузией или о перекрытии газа в Европу в январе 2009 года. Кроме того, русские любят доводить ситуации до предела, так же как они любят водить непристегнутыми и обгонять машины на узкой заледеневшей дороге.
«Газпром» и Украина: кто тут плохой?
Русские полны противоречий, и то же самое можно сказать о «Газпроме». Можно лишь посмеяться, читая его программное заявление, извлеченное из годового отчета за 2008 год, где говорится: «Миссия ОАО «Газпром» состоит в том, чтобы гарантировать эффективные и сбалансированные поставки газа потребителям Российской Федерации и выполнять свои долгосрочные газоэкспортные контракты на высоком уровне надежности». Это не помешало «Газпрому» резко оборвать поставки газа на Украину в январе 2009 года из-за проблем с оплатой и разногласий по объему поставок, воздействовав в процессе на 18 европейских стран, оказавшихся без поставок газа в разгар холодной зимы.
Образ России как надежного партнера серьезно пострадал, особенно учитывая тот факт, что это был не первый раз, когда поставки газа на Украину были прекращены. Даже Советский Союз не вмешивался в поставки газа, зная, насколько важен был энергетический банкомат для его экономики и выживания. Эти проблемы с поставками заставили страны-получательницы найти альтернативных поставщиков, а страны производительницы, полагающиеся на трубопроводы «Газпрома», начать искать альтернативные экспортные маршруты для существующих клиентов, а также новых покупателей.
В этом контексте набирает ход трубопровод «Набукко», идущий мимо России, в то время как Туркменистан вздыхает с облегчением, благодаря новому трубопроводу Средняя Азия-Китай, запущенному в декабре 2009 года и транспортирующему газ с месторождений Каспийского моря через Узбекистан и Казахстан в Китай.
Россия не предпринимает никаких усилий, чтобы изменить свою международную репутацию, но России и “Газпрому» пошло бы на пользу, если бы они подробно рассказали о механизмах платежей, используемых в работе с Украиной. В течение многих лет Украина получала газ по сниженным ценам, гораздо ниже, чем платили потребители во всем мире. Она также сопротивлялась попыткам России изменить цену поставок. Эти условия принесли вред Украине и конкурентоспособности ее промышленности. По информации ЕБРД, «Украина является одной из наиболее энергоемких стран мира, и ее энергоэффективность составляет лишь треть от уровня энергоэффективности среднестатистической европейской страны».
Было бы полезно донести следующие факты до общественности, чтобы показать, что Россия и «Газпром» чувствительны к экономическим и социальным проблемам, которые вызывает на Украине повышение цен на газ. В конце 2008 года Украина пользовалась сильно дисконтированными ценами и сопротивлялась усилиям «Газпрома» по изменению тарифов, несмотря на то, что российский монополист предлагал очень льготные условия. «Газпром» зашел настолько далеко, что снизил свое ценовое предложение с 418 долларов до 250 долларов за 1000 кубометров. Когда украинцы сделали встречное предложение в 235 долларов, «Газпром» вернулся к своему изначальному предложению и запросил 418. Отсутствие ценового соглашения к 31 декабря 2008 года привело к январскому кризису. После кризиса Украина все равно платила на 20 процентов меньше, чем европейские клиенты «Газпрома». Начиная с 1 января 2010 года, 10-летний контракт оговаривает, что Украина перейдет на рыночные цены.
Не приходится и говорить о том, что страны, через которые транзитом идет газпромовский газ, немедленно ответили российской газовой монополии. Например, Украина повысила транзитные тарифы почти на 60 процентов, с 1,7 доллара за 1000 кубометров за 100 километров до 2,7 доллара в 2010 году. Кроме того, «Газпром» обвиняет страны вроде Белоруссии и Украины в «откачивании» газа из своих трубопроводов.
России также пошло бы на пользу, если бы она подняла вопрос посредников, занимающихся газовыми сделками, вроде компании «РосУкрЭнерго», которая, если верить ее сайту, «является центром согласования интересов России и Украины в вопросах сотрудничества в газовой сфере. Компания с одной стороны, выступает гарантом поставок газа в Украину по приемлемым для экономики этой страны ценам, а с другой является финансовым гарантом перед «Газпромом», который последовательно получает от "РосУкрЭнерго" оплату за поставленный в Украину газ». Эта посредническая роль, особенно в том, что касалось платы «Газпрому» за газ, поставляемый на Украину, это как раз то место, где в механизм попал песок, так как, похоже, что деньги не переводились правильно и вовремя, что и привело к конфликту в январе 2009 года. Посредников следует удалить из энергетических сделок, и, что интересно, соглашение об этом было заключено украинским премьер-министром Юлией Тимошенко и ее российским коллегой Владимиром Путиным в 2008 году.
Опасная жизнь, но слишком велик, чтобы рухнуть?
В 2008 году компания, по сообщениям, закончила год, имея долгов на 50 миллиардов долларов, а в первые два квартала 2009 года чистая прибыль «Газпрома» упала почти на 50 процентов. Учитывая старые месторождения, амбициозные планы развития и многочисленные подписанные контракты на поставки, 2010 год станет периодом многочисленных вызовов для «Газпрома» и всех, кто имеет с ним дело, будь то страны или компании.
Следует помнить о многочисленных вопросах:
- Какова финансовая ситуация «Газпрома»? Можно подумать, что так как аудитором «Газпрома» является международная аудиторская фирма PricewaterhouseCoopers (PwC), то его бухгалтерский баланс в полном порядке. Это возможно, но не стоит забывать о том, что компания PwC была недавно замешана в многочисленных резонансных скандалах, и в каждом случае речь шла о суммах, превышающих 1 миллиард долларов. Вопрос, в таком случае, состоит в следующим: насколько можно доверять аудитам PwC? Среди этих скандалов был дело Satyam в Индии, где крупная компания, занимающаяся IT-аутсорсингом, подделала бухгалтерскую отчетность, показав, что у нее есть 1 миллиард долларов, когда на самом деле у нее было менее 78 миллионов, а также финансовая пирамида Бернарда Мэдоффа (Bernarda Madoff), где PwC была аудитором компании Fairfield Sentry, бывшей одной из фондов, через которые г-н Мэдофф прокрутил 7,2 миллиарда долларов.
- Доброкачественные сделки? В декабре 2009 года «Газпром» согласился покупать у Туркменистана до 30 миллиардов кубометров газа в год. В то время, когда многие беспокоятся о том, что для заполнения поддерживаемого Западом трубопровода «Набукко» не найдется достаточно газа, подобная крупная сделка может рассматриваться, как попытка бросить вызов жизнеспособности «Набукко». «Набукко», спонсируемый Соединенными Штатами и многими европейским странами, является прямым конкурентом поддерживаемого Россией трубопровода «Южный поток», и существует обеспокоенность, что на оба газопровода газа не хватит. В конечном счете пропускная способность «Набукко» составит 31 миллиард кубометров в год, а пропускная способность «Южного потока» - 63 миллиарда кубометров в год. Однако на сайте «Южного потока» можно найти заявления, напоминающие пророчества Сивиллы, где говорится: «Если оба трубопровода («Южный поток» и «Набукко») будут построены, консорциум «Южного потока» установит тесное сотрудничество с консорциумом «Набукко» в целях оптимизации газовых поставок и обеспечения их надежности».
Основной вопрос состоит в том, что «Газпром» планирует делать со всем этим туркменским газом в то время, как спрос в Европе падает, включая и Украину, куда поставлялось большинство туркменского газа. Вопросы платежей являются дополнительной головной болью, и председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер даже сказал в декабре 2009 года, что «ситуация с украинскими платежами за российские поставки газа в декабре очень тревожная».
- Меняющийся мир: «Газпром» и Россия могут обнаружить, что ситуация изменилась не в их пользу. Несмотря на многократные заявления «Газпрома» о своем желании быть для Европы надежным партнером, события 2006 и 2009 годов (конфликты с Украиной) заставили зависимые от российских поставок газа страны начать поиск альтернативных поставщиков и транзитных маршрутов. Некоторое время «Газпром», возможно, думал, что переход на сжиженный природный газ (СПГ) поможет ему вернуть свое положение, открыв новые экспортные рынки и маршруты, но уже существует много стран, имеющих значительный опыт в использовании этой технологии, таких как Катар, Алжир и Ливия, в то время как на рыке появляются и новые игроки, такие как Австралия и Египет. Более того, в 2009 году США обогнали Россию и стали крупнейшим производителем природного газа в мире. Все это не может не беспокоить «Газпром», так как подтверждает тенденцию стремления к энергетической независимости, громко продвигаемую в Соединенных Штатах американским миллардером Ти Буном Пикенсом (T. Boone Pickens), выпустившем свой «План Пикенса», где пропагандируется использование возобновляемых источников энергии, а также местного природного газа в дополнение к экономии энергоресурсов.
Какие планы на 2010 год?
По информации Агентства энергетической информации США, в 2008 году «Газпром» планировал инвестировать в 2010 году около 45 миллиардов долларов лишь для поддержания производства, так как добыча на четырех его крупнейших газовых месторождениях падает. Учитывая сокращение российского ВВП на 9 процентов в 2009 году, падение цен на энергоносители, снижение международного спроса и ужесточение требований к заемщикам, 2010 год может оказаться не таким амбициозным, как планировалось изначально. Тем не менее, год начался хорошо с восстановлением газовых потоков из Туркменистана после восьмимесячной остановки.
Как написал в своей колонке на сайте «Газпрома» Алексей Миллер, «начало 2010 года ознаменовалось очень важным событием — впервые «Газпром» стал закупать природный газ в Азербайджане… «Газпром» объективно предложил наиболее конкурентоспособные условия закупок газа в Азербайджане, поскольку у нас для этого всё уже есть: общая граница между нашими странами, действующая газотранспортная инфраструктура». Все это является результатом интенсивных усилий топ-менеджеров «Газпрома», проведших 2009 год в поездках по миру, часто сопровождая высокопоставленный российские правительственные организации, для встреч с мировыми лидерами, на которых велись переговоры о выгодных контрактах.
Россию часто называют «Диким Востоком», что является отсылкой ко временам американского «Дикого Запада», когда люди и компании действовали в обстановке почти полного беззакония. В России законы есть, но ее судебная власть остается слабой, а коррупция укоренилась очень глубоко. Отсутствие в России ответственности, распространившееся по всему обществу и позволяющее любому делать, что вздумается, полностью соответствует пренебрежительному отношению к диктатуре закона, названному президентом Медведевым «правовым нигилизм». Это досадно. В этом контексте неудивительно видеть, как «Газпром» эксплуатирует систему, особенно учитывая тот факт, что пользуется статусом национального достояния.
Для желающих ознакомиться с темной стороной «Газпрома», можно прочитать убедительно подтвержденную документальными доказательствами работу Романа Купчинского под названием «Европейская паутина «Газпрома». Те, кого интересуют перспективы и стратегия «Газпрома», могут узнать об этом на сайте компании gazprom.com.
Что же касается ответа на вопрос «Ангел или демон?», то это очень субъективный предмет, так как тут все зависит от того, какие критерии использовать и что стоит на кону…