Уже год как многие государства прояляют особый интерес к Ливии. Страны Запада и не только соревнуются за право заключать договоры о сотрудничестве с генералом Каддафи. Но так было не всегда. Раньше правительство Ливии доблестно отстаивало права исламских, арабских, африканских стран и их политических движений против наглых претензий стран Запада, носящих колониальный характер. Отношения между Ливией и западным миром были крайне неприязненными. Ливия подчеркивала свою принадлежность к диаметрально противоположной культурной, экономической и политической системе.
В ответ на терракт, совершенный ливийскими агентами на берлинской дискотеке La Belle, Вашингтон решил применить репрессивные меры и организовал воздушный рейд на Ливию. Некоторое время спустя, над местечком Локерби террористы ливийского происхождения взорвали самолет компании PanAmerican, выполнявший рейс 103. Соединенные Штаты ответили на это ввдением эмбарго в отношении Триполи. Однако, после трагедии 11 сентября генерал Каддафи принял решение отказаться от своих программ по созданию оружия массового уничтожения, и особенно от программ, направленных на снабжение Ливии атомным оружием, необходимым ей, чтобы конкурировать с великими державами. Иными словами, он отказался от сценария взаимного ядерного сдерживания, доставшегося в наследство от "холодной войны". Решение ливийского лидера сгладило противоречия между двумя странами, заставив Белый дом иначе взглянуть на роль Ливии в международной политике. Генерал Каддафи окончательно реабилитировал себя в глазах Америки тем, что перечислил 1,5 миллиарда долларов в качестве компенсации жертвам терактов.
На самом деле подобное «искупление вины» позволяет сделать и другие интересные наблюдения. Почему западные страны готовы закрывать глаза на постоянные нарушения прав человека со стороны ливийского правительства и принимать генерала Каддафи у себя на родине с наклеенной улыбкой на лице? Ответ на этот вопрос весьма очевиден, если принять во внимание геополитическое значение Ливии в энергетическом секторе. Успех Каддафи объясняется тем, что он является безусловным сувереном в «королевстве», воздвигнутом на крупных месторождениях нефти и газа, утоляющих ненасытные аппетиты крупных держав. Распространение ценностей свободы, демократии и уважения к человеку – миссия, которую всегда возлагал на себя Вашингтон, неизбежно бледнеет перед более важными геоэкономическими и геостратегическими интересами. США, Россия и Китай постоянно соревнуются друг с другом за право получить доступ к мировым энергетическим ресурсам. Они вступают в дипломатические, геополитические и иногда даже в военные конфликты, которые в будущем, возможно, помогут выявить единственного победителя.
С момента распада Советского Союза, Россия, в лице гиганта "Газпрома", имеет в центральноазиатском регионе монополию на производство и продажу нефти и газа. Европа зависит от российского экспорта, который гарантирует удовлетворение ее энергетических потребностей. Уже много лет, как США стараются противостоять доминированию Москвы в сфере разработки кавказских и каспийских углеводородных месторождений, что дало бы им в руки мощный рычаг внешнеполитического давления. Таким образом родился проект «Набукко», который представляет собой новый путь перекачки газа, который пройдет от азербайджанского и иранского побережья Каспийского моря через территорию Турции, обойдя Россию с юга, в сторону Болгарии, Румынии, Венгрии и прийдет наконец в Австрию, чтобы насытить европейский рынок. В противовес проекту «Набукко», Россия, Турция и Италия продвигают проект строительства газопровода «Южный поток», который пройдет под Черным морем и позволит поставлять российский и среднеазиатский газ в Европу. «Южный поток» является плодом сотрудничества "Газпрома" и ENI. В августе 2008 года Италия подписала в Бенгази Соглашение о дружбе, сотрудничестве и партнерстве, которое вступило в силу в марте 2009. В рамках этого соглашения начинается совместная работа Ливии, ENI и "Газпрома". Российский энергетический гигант приступит к разработке ливийского месторождения Elephant (слон), расположенного в бассеине Мурзук, где только в 2006 году добывали 124 000 баррелей нефти в день. Более того, становится все более реальным участие ""Газпрома в проекте газопровода «Зеленый поток», по которому ливийский газ идет в Италию.
Таким образом Путин решил укрепить свои отношения с Каддафи. Сближение этих двух стран началось несколько лет назад, когда в октябре 2008 года Каддафи приехал в Москву, чтобы встретиться со своим коллегой Медведевым и подписать важные стратегические соглашения в энергетической, технологической и военной сфере. Уже в 2008 году начали говорить о более тесном сотрудничестве между "Газпромом" и ливийской нефтегазовой компанией. В долгосрочной перспективе Москва имела намерение создать в газовом секторе союз аналогичный ОПЕКу, вероятно с участием Ливии. Были заключены также важные соглашения в военно-технической сфере, согласно которым Каддафи взял на себя обязательство по закупке ракетных и артиллеристских систем, военных кораблей и вертолетов на сумму 2,5 миллиарда долларов.
Год спустя военное сотрудничество между Москвой и Триполи продолжилось. Был подписан договор на 1,3 миллиарда евро о поставках российского оружия в Ливию. Это сотрудничество конечно же позволит укрепить двусторонние отношения двух стран, что необходимо для достижения главной цели политики Кремля: укрепить российскую монополию в сфере добычи и продажи углеводородов.