Президент Латвии Валдис Затлерс отругал министра иностранных дел Мариса Риекстиньша, который накануне назвал участие главы латвийского государства в торжествах 9 мая в Москве «двусмысленным». В действительности, принимая во внимание все известные обстоятельства, это еще мягко сказано... Однако Затлерс указал: «Никогда не надо спешить, если у вас двусмысленная ситуация, со своими решениями, и я бы посоветовал также Марису Риекстиньшу, прежде чем что-то говорить публично, узнать мое мнение».
Странно, потому что о возможной поездке на 9 мая говорили историки, эксперты в сфере внешней политики, журналисты, а теперь и министр иностранных дел, но единственный, чье мнение общество до сих пор не узнало, это именно президент государства. Канцелярия президента начала игру: заявила, что Затлерс неофициально приглашен в Москву, но не сказала, поедет ли он туда. Это будет придумано до конца февраля, то есть с достойной великого мастера паузой. По всей вероятности, команда президента хочет выяснить мнение общества, чтобы лучше можно было аргументировать то, что уже и так решено – Затлерс в Москву поедет. Но эта искусственная заминка выглядит именно так, как сказал Риекстиньш, – двусмысленно. Конечно, Затлерс может ехать в Москву и без официального приглашения, наверняка это там заметят и, может быть, отметят в каком-либо списке благосклонности. А может быть, самим, прежде всего, нужно ответить: чего Латвия хочет этим визитом добиться?
Бывшая президент Вайра Вике-Фрейберга в 2005 году преподнесла это как альтернативный взгляд на окончание Второй мировой войны, который для отдельных государств означал победу или конец оккупации, для других – начало новой оккупации. Повторять это еще раз нет смысла, потому что кто не слышал (не хотел слышать) тогда, не услышит и теперь. Поездка в Москву без приглашения, скорее, может быть воспринята как отступление от прежней позиции. В конце концов, 9 мая в последнее время широко отмечается и в Риге. Должностные лица государства в этих торжествах участия не принимают, рассказывая, что у нас, как и в Европе, окончание Второй мировой войны празднуют днем ранее – 8 мая. Однако если глава государства продемонстрирует уважение именно к 9 мая, то, может быть, такое проповедуемое отношение лишь «затуманивание глаз»? Может быть, должностные лица могут отбросить лицемерие и направиться к пардаугавскому памятнику (памятник советским воинам в Риге – прим. переводчика) плечом к плечу с Рубиксом, Жданок и представителями посольства России?
Единственной действительно значимой причиной для визита может быть какой-либо прогрессивный шаг в латвийско-российских отношениях (например, Россия откажется от претензий о негражданах и тому подобное). Замечание Затлерса Риекстиньшу заставляет вспомнить недавние события в Литве, где министр иностранных дел Вигаудас Ушацкас ушел в отставку после конфликта с президентом Далей Грибаускайте. У двух должностных лиц точки зрения отличались по многим вопросам, в том числе, к примеру, о том, какими должны быть отношения с Белоруссией. Вряд ли Риекстиньшу стоит примерять туфли коллеги соседней страны, однако Рижский замок дал намек: во внешней политике вольнодумство у нас не уважают, даже если приближаются выборы.
Перевод: Лариса Дереча