8 февраля начался визит в Москву делегации палестинского движения ХАМАС во главе с ее лидером Халедом Машаалем, прибывшей по приглашению российского МИДа. В этот же день министр иностранных дел РФ Сергей Лавров и председатель политсовета движения ХАМАС Халед Машааль провели переговоры, которые касались проблемы возобновления внутрипалестинского диалога. В ходе нынешнего визита намечены также встречи лидера ХАМАС с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, главой Совета муфтиев России Равилем Гайнутдиновым, а также посещение российского парламента и выступление перед студентами МГИМО.
На пресс-конференции в Москве сам Халед Машааль, глава организации, которая в основном за рубежом действует в условиях конспирации, и которая в США, Израиле и ряде европейских стран признана террористической, не стал раскрывать эти и другие детали своего визита в Россию. Однако он подробно озвучил позицию своей организации по отношению к преодолению ближневосточного конфликта. Машааль полностью возложил вину за этот конфликт на государство Израиль, признавать которое и вести переговоры с которым «палестинское революционное движение» ХАМАС не намерено и в дальнейшем, заявил он. Халед Машааль также возложил ответственность за ситуацию на Ближнем Востоке на Соединенные Штаты и Европу, неспособную «выполнять взятые на себя обязательства». При этом он приветствовал «последовательную позицию» Российской Федерации, которая «показывает всему миру, что ХАМАС – это вовсе не террористическая организация, а национально-освободительное движение, которое представляет интересы палестинского народа».
Вместе с тем, как признал Халед Машааль, окончательное решение такой проблемы, как, например, снятие блокады вокруг Газы, зависит от позиции Египта. Однако в свою очередь ХАМАС не намерен ставить свою подпись под соответствующим Каирским заявлением, пока в этом документе не будет полностью учтена его позиция. Халед Машааль не ответил на вопрос о возможности переговоров и личной встречи с главой Палестинской национальной администрации (ПНА) Махмудом Аббасом. Также он исключил какие-либо «новые уступки» палестинского движения ХАМАС Израилю и не стал комментировать свое отношение к перспективам проведения в Москве в ближайшее время международной конференции по Ближнему Востоку.
Насколько в таком случае можно говорить о целесообразности подобных визитов в Москву лидера движения ХАМАС Халеда Машааля? Будет ли российское руководство и дальше ориентироваться на развитие политических контактов с этой палестинской организацией? Эти вопросы Русская служба «Голоса Америки» задала экспертам-политологам в Москве.
«ХАМАС сегодня уже не ждут в Египте, не ждут в Саудовской Аравии, лидеры ФАТХ также не настроены вести какие-либо переговоры с руководителями этого движения, которые взятые на себя обязательства не соблюдают, – отмечает Евгений Сатановский, президент Института Ближнего Востока. – В этих условиях трудно с каким-либо оптимизмом относиться к очередным попыткам Москвы продолжить диалог с этой организацией».
Вместе с тем доктор исторических наук Сатановский признает, что «тактический», или, точнее сказать, «гуманитарный» смысл контактов с движением ХАМАС все же существует. Благодаря этому Москве дважды за последние годы удавалось эвакуировать сотни российских граждан из «ловушки Газа» во время боевых столкновений в этом районе.
«К сожалению, я не вижу смысла в проведении очередной, теперь уже Московской конференции по Ближнему Востоку, так как ничего нового эта конференция не принесет не только в израильско-палестинском, но и во внутрипалестинском диалоге. Приглашение же на эту международную конференцию лидеров ХАМАС автоматически приведет к ее срыву», – прогнозирует Евгений Сатановский.
Что же касается смысла нынешнего визита руководителя ХАМАС в Москву, то Евгений Сатановский не исключает, что этот факт можно расценивать и как «жест отчаяния», попытку Халеда Машааля обговорить для себя условия личной безопасности в случае проведения новой военной операции Израиля в Секторе Газа. Евгений Сатановский полагает, что подобная операция может быть проведена израильскими военными летом нынешнего года, и она, по логике, будет предшествовать нанесению Израилем авиаударов по ядерным объектам Ирана.
«Для России ниша посредника прежде всего в вопросе внутри палестинского урегулирования по прежнему существует, – делает более оптимистический прогноз ведущий научный сотрудник Московского Центра Карнеги Алексей Малашенко, – поэтому Москва не оставляет попыток хотя бы создать предпосылки для будущего диалога между представителями ФАТХ и ХАМАС». Алексей Малашенко обращает внимание на то, что нынешний визит Халеда Машааля в Москву состоялся вскоре после подобного визита главы ПНА Махмуда Аббаса и предшествует приезду в российскую столицу 14 февраля премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Эксперт Центра Карнеги допускает, что и в феврале, во время международной конференции по Ближнему Востоку, в Москве могут находиться «какие-то люди из ХАМАС», однако это, по словам эксперта, конечно, не значит, что «эти люди» непосредственно примут участие в переговорном процессе.
Кто бы сегодня что ни говорил, но без ХАМАС сегодня в Палестине ни одной проблемы решить невозможно. Поэтому с этими представителями радикального ислама, нравится это или нет, есть смысл пытаться налаживать контакты. А любые попытки «военных зачисток» в секторе Газа мне видятся бесперспективными», – заключает ведущий в России специалист по современному исламу, эксперт Московского Центра Карнеги Алексей Малашенко.