Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Дагестан готовится к новому президенту

Кандидатура Магомедсалама Магомедова устроит не всех дагестанцев, считают эксперты. Но развитие дальнейших событий во многом будет зависеть от действий Кремля

© NewsTeam / Перейти в фотобанкПредседатель Народного собрания Дагестана Магомедсалам Магомедов выдвинут на пост президента республики
Председатель Народного собрания Дагестана Магомедсалам Магомедов выдвинут на пост президента республики
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В среду народное собрание Дагестана рассмотрит кандидатуру Магомедсалама Магомедова на пост президента республики. Наделить его президентскими полномочиями предложил Дмитрий Медведев. В списке претендентов на эту должность было 5 человек. Ожидается, что на сегодняшнем заседании выступит глава Северо-Кавказского федерального округа Александр Хлопонин.

В среду народное собрание Дагестана рассмотрит кандидатуру Магомедсалама Магомедова на пост президента республики. Наделить его президентскими полномочиями предложил Дмитрий Медведев. В списке претендентов на эту должность было 5 человек. Ожидается, что на сегодняшнем заседании выступит глава Северо-Кавказского федерального округа Александр Хлопонин.

Как будет соблюдаться национальный паритет в республике, где, помимо русского, 13 государственных языков? Всем ли по душе кандидатура Магомедсалама Магомедова?

Магомедсалам Магомедов, чью кандидатуру российский президент Дмитрий Медведев предложил на должность главы Дагестана – депутат Народного собрания республики, доктор экономических наук, заведующий кафедрой местного госуниверситета.

Дагестанский политолог Зубайру Зубайруев утверждает, что выдвижение кандидатуры Магомедова на пост президента республики было ожидаемо:

– Ожидаемым оно стало после того, как президент России обозначил Хлопонина ответственным за Северный Кавказ. То есть он обозначил приоритет усиления социально-экономического развития над силовыми методами решения проблем Северного Кавказа. В этом смысле продолжение этой линии намечается непосредственно у нас в республике. Это близкий к бизнесу человек, доктор экономических наук, заведующий кафедрой экономики труда. Человек, не понаслышке знакомый с проблемами безработицы, трудоустройства, трудового потенциала республики, промышленного комплекса. И человек, который, являясь сыном председателя Госсовета Магомедали Магомедова, с ранних лет был посвящен во все перипетии политической и экономической жизни республики. Народное собрание республики Дагестан вряд ли будет устраивать какие-либо демарши по поводу этой кандидатуры.

Эксперт по Кавказу, политолог Сергей Маркедонов в интервью Радио Свобода заметил, что, хотя Магомедсалам Магомедов не новичок в дагестанской политике (с 2006 по 2007 год он руководил Народным собранием республики), однако главное в его карьере – это родственные связи:

– Прежде всего, значимость фигуры его отца Магомедали Магомедова, который в Дагестане получил прозвище "дедушка", и который более двух десятков лет в разных конфигурациях находился на политическом олимпе Дагестана – председатель Госсовета, в советское время председатель Верховного совета республики. Человек крайне влиятельный, который, собственно говоря, фактически выполнял функции президента в течение 12 лет. И вот этот фактор, я думаю, достаточно интересен. Скорее всего, мы будем свидетелями некоторого возвращения команды Дедушки и его ресурсов в большую политику.

– Можно ли сказать, что нынешний президент Дагестана Муха Алиев лишь ненадолго прервал правление династии Магомедовых?

– В связи с этим назначением возникает действительно немало вопросов. Означает ли это, что Кремль разрешил старому-доброму Дедушке вернуться? К сожалению, здесь отсутствие какого-то публичного экспертного обсуждения создает много вопросов, но ответов нет. Само назначение главы Дагестана было окутано всякой таинственностью, еще 21 января Медведев должен был определить персону, но фактически ему потребовалось еще две недели, чтобы назвать публично кандадатуру на пост президента республики. Это, в общем, тоже ставит много вопросов, насколько Кремль действительно понимает, что в Дагестане происходит, и не добавляет ли он свои "пять копеек" в общую дестабилизацию в республике?

– Эксперты считают, что кандидатура Магомедова может вызвать неприятие у части политических элит, кланов. Чем это может обернуться?


– Безусловно, голосование будет нелегким. Кстати, это, пожалуй, единственный субъект, где, наверное, борьба будет. Может быть она, конечно, не будет на трибунах, а в кулуарах, но, тем не менее, я думаю, это вам не Владимирская или Костромская область, где ставленник президента пройдет легко. Здесь недовольство проявляться будет. И мне кажется, что Дагестан вообще показал серьезную общероссийскую значимость. На мой взгляд, ситуация с Дагестаном – это как раз очень четкое (наверное, ни один регион такого не показал) свидетельство всех недочетов нынешней системы формирования управленческого корпуса в регионе. Если бы действовали прямые и прозрачные выборы, они бы дали прекрасный "рентгеновский снимок" того, какой клан стоит за кем, кто с кем дружит, кто с кем не дружит. И они бы дали возможность разным кланам утрясать свои интересы в сфере публичной политики, то есть они была бы под наблюдением. Перевод же политики исключительно в сферу, так сказать, теневых договоренностей в случае с Дагестаном (это не Чечня, еще раз повторяю, не Ингушетия, не Татарстан) приведет к тому, что любое решение Кремля будет не совсем правильным. И будет восприниматься частью дагестанского мозаичного политического спектра как неправильное. В этом смысле я не понимаю, с прагматической точки зрения, действия Кремля – брать на себя такую дополнительную ответственность за Дагестан.

Обозреватель газеты "Время новостей" Иван Сухов в интервью Радио Свобода рассказал о причине участия главы Северо-Кавказского федерального округа Александра Хлопонина в сегодняшнем заседании Народного собрания Дагестана:

– Хлопонин туда едет не потому, что он будет уговаривать какие-то группы в законодательном собрании Дагестана, а потому что это его обязанность как полномочного представителя в новом Северо-Кавказском федеральном округе. Насколько известно, всегда и до выделения Северо-Кавказского округа в Южном федеральном округе полпред представлял новых президентов, вносил от имени главы государства их кандидатуры, и это будет первое публичное выступление Хлопонина. Ему самому нужна какая-то, собственно говоря, презентация в Дагестане. Другое дело, что противостояние кланов, конечно, происходить там будет. Несмотря на то, что Магомед Магомедов является фигурой, у которой на руках половина этого широкого и многообразного дагестанского спектра, другая половина будет, скорее всего, недовольна. По имеющимся в моем распоряжении данным, уже очень серьезное недовольство этой кандидатурой высказывает влиятельный даргинский политик, мэр Махачкалы Саид Амиров. Очевидно, что и среди аварских лидеров будут такие, которые будут очень недовольны тем, что аварцы потеряли должность президента Дагестана.

Конечно, будут найдены какие-то механизмы компенсации, традиционные для Дагестана, где обычно первые три должности делятся между аварцами, даргинцами и кумыками. Уже ясно, что, скажем, мэр Хасавюрта Сайгидпаша Умаханов, очень влиятельный и значительный в Дагестане политик, который до последнего дня поддерживал Муху Алиева, скорее всего, будет недоволен этим новым назначением. Дальше развитие ситуации уже зависит от таланта самого Магомедсалама и от той поддержки, которую ему окажут Москва и Пятигорск. Как сложатся его отношения с этой потенциальной оппозицией, выстроится ли она в какую-то реальную политическую силу, которая испортит ему жизнь на весь президентский срок, или ему удастся договориться и достичь разумного компромисса? Вообще очень много зависит от того, будут его поддерживать из центра или бросят сразу после назначения, как это обычно происходит с северокавказским президентом.