В понедельник 8 февраля российский президент Дмитрий Медведев попросил депутатов парламентов четырех российских регионов рассмотреть предложенные им кандидатуры на губернаторские посты. С 2004 года губернаторов в России назначает президент, а не избирают в ходе прямых выборов. И хотя выдвинутые им кандидатуры должны быть утверждены региональными парламентами, еще не было случая, чтобы их отвергали. Таким образом, данный шаг является единоличным решением президента, и его расценивают по-разному. Кто-то называет это попыткой "омоложения" регионального руководства. Кто-то говорит, что президент укрепляет собственную базу поддержки за счет отставки людей, преданных его предшественнику, а ныне премьер-министру Владимиру Путину.
Два назначения вызвали определенное удивление, поскольку в результате власти лишились губернаторы-ветераны, долгое время пребывавшие в этой должности. В Еврейской автономной области, что на Дальнем Востоке, Николая Волкова сменит мэр областной столицы Биробиджана Александр Винников. А в богатом нефтедобывающем Ханты-Мансийском автономном округе, что в Сибири, "лучшего в России губернатора" Александра Филипенко сменит депутат Госдумы от "Единой России" Наталья Комарова.
Волков и Филиппенко были губернаторами с 1991 года, и оба пользуются уважением в своих регионах. Филипенко называют "лучшим губернатором России" за умелое распоряжение нефтяными богатствами этого автономного округа, за строительство новых зданий в столице и за редкие для страны успехи в повышении рождаемости. В 2007 году он похвастался корреспонденту Би-Би-Си, что при нем в округе произошел "маленький бэби-бум". Скорее всего, остальные губернаторы смотрят на его отставку с содроганием.
И это правильно, говорит директор московского Центра политической информации Алексей Мухин. "Медведев довольно энергично омолаживает губернаторский корпус, - заявляет он, - и делает он это по одной простой причине: более молодых губернаторов-легковесов проще контролировать из федерального центра".
Кремль фактически не скрывает своих намерений. Несколько недель тому назад Медведев заявил, что пребывание на губернаторском посту следует ограничить тремя сроками. А "кремлевский источник" сказал в понедельник информационному агентству "Интерфакс", что новые назначения проводятся в рамках "обновления". Очевидно, это кодовое слово, обозначающее продолжение процесса усиления контроля над регионами, начатого Владимиром Путиным в 2004 году, когда он отменил выборы губернаторов. "Те губернаторы, которые подчеркнуто демонстрировали свою независимость от Москвы, оказались в "группе риска", - говорит Мухин, - и мы четко видим, что в будущем это может распространиться и на остальных".
Действительно, Кремль в последнее время одерживает верх в длительной борьбе с "сильными губернаторами" – теми, кому благодаря собственной популярности в сочетании с политической смекалкой удалось добиться независимости от федеральных властей. В прошлом месяце президент Татарстана Минтимер Шаймиев договорился о том, чтобы мягко уйти из политики. Он попросил руководство страны не рассматривать вопрос о его назначении на пятый срок подряд. Это был компромисс – преемник Шаймиева принадлежит к лагерю его политических союзников. Но в результате победителем оказался как он сам, так и федеральный центр.
В других же случаях усмотреть скрытые мотивы в новых назначениях гораздо сложнее. Кресло губернатора Красноярского края пустует с тех пор, как бывший глава этого региона Александр Хлопонин был назначен на должность заместителя премьер-министра и отправился руководить вновь созданным Северо-Кавказским федеральным округом. Выдвинутый Медведевым ему на замену Лев Кузнецов – это бывший партнер Хлопонина по бизнесу.
Тем временем, в кавказской республике Дагестан бизнесмен и спикер парламента Магомедсалам Магомедов сменит на президентском посту Муху Алиева, который занимает его с 2005 года. Магомедов, чью кандидатуру в среду единогласно утвердил дагестанский парламент, весьма молод. В свои 45 он на целых 15 лет младше Алиева. Однако Магомедов отнюдь не похож на слабого губернатора, каких Кремль, похоже, ставит у власти в других местах. Будучи сыном Магомедали Магомедова, который был президентом Дагестана с 1991 по 2005 год, он обладает всеми необходимыми связями в рядах авторитетной элиты.
Но принятие решений на Кавказе настолько осложнено проблемами национальной принадлежности, клановой преданности и продолжающимися действиями мятежников, что обычные правила там неприменимы, говорит эксперт по Кавказу из Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. Кандидатуру Алиева на второй срок рассматривали, но влиятельный дагестанский бизнесмен с хорошими связями в Кремле Сулейман Керимов поддержал второго кандидата, заместителя премьер-министра Магомеда Абдулаева. "Абдулаев был совершенно непопулярен в Дагестане, и его назначение было немыслимо, - говорит Малашенко, - поэтому Магомедов стал компромиссной фигурой".
Кроме того, он аварец, то есть представитель самой многочисленной этнической группы Дагестана, которая традиционно держала в своих руках президентский пост. И что самое важное для Кремля, Магомедов экономист. "Причем реальный экономист, а не бла-бла-бла", - говорит Малашенко. Это должно помочь ему сработаться с Хлопониным, возглавившим Северо-Кавказский федеральный округ – ведь Хлопонина выдернули из Красноярска с тем, чтобы он повторил на Кавказе сотворенное им экономическое чудо.