Возможное участие президента государства в торжествах 9 мая в Москве без официального приглашения еще раз заставляет подумать, что же изменилось в латвийско-российских отношениях за последние пять лет. В 2005 году Вайра Вике-Фрейберга, отправляясь в Москву, заявила, что Латвия вместе с остальной Европой ликует по поводу разгрома нацистской Германии и ее фашистского режима в 1945 году.
Насчет ликования госпожа президент, конечно, немного преувеличила, поскольку, как известно из истории, часть латышей ушли в леса и бункеры продолжать борьбу с победителями нацизма, а другие на всякий случай направились ликовать в изгнании. Если совсем честно, то большинство латышей надеялось, что Германия разгромит большевиков, советские вожди получат по заслугам, и только тогда немцы сдадутся британцам и американцам. Однако высказанный в заявлении президента в 2005 году призыв к России выразить сожаление за послевоенное порабощение Центральной и Восточной Европы был уместен. К сожалению, прозвучавшая в заявлении надежда, что в таком случае Россия пойдет по пути свободы, демократии, верховенства закона и соблюдения прав человека, в действительности так и не исполнилась.
Как видим, за последние пять лет никаких существенных улучшений в межгосударственных отношениях так и не произошло. Что в этой ситуации может изменить кратковременное мелькание Затлерса среди участников торжеств, когда в спешке будет невозможен какой-либо серьезный разговор? И что Затлерс скажет Медведеву, если возможность для беседы найдется? Некоторые комментаторы Латвийского радио, как Эдуардс Лининьш, высказали странную аргументацию в пользу посещения Москвы: мол, в случае победы нацистов Латвия никакой независимости не получила бы. Какую независимость Латвия получила от победы Сталина, Лининьш не прокомментировал, как и то, что произошло бы с латышским народом, если бы Германия не напала и не прогнала большевиков из Латвии, прежде чем те успели реализовать новые депортации, которые должны были быть осуществлены через пару недель после первой большой высылки 14 июня 1941 года. Но ясно то, что это не лучшие темы для обсуждения с президентом России, так же, как и надеяться, что Медведев согласится с оценкой латвийской стороны значения бескорыстного вклада русского народа в Латвию в послевоенный период. Что остается – только икра и шампанское?
Главной проблемой в межгосударственных отношениях с Россией по-прежнему является тот факт, что Москва отрицает оккупацию государств Балтии. Мы, в свою очередь, упорно делаем вид, что не замечаем этого. Это позволяет Кремлю на международном уровне поддерживать мнение, что Латвия это вновь созданное государство, которое дискриминирует 350 000 своих людей, отказывая им в гражданстве Латвии. Предоставление этого гражданства русскоязычным необходимо не только ради человеколюбия, а чтобы Кремль мог увеличить свое влияние в НАТО и ЕС. Одна Жданок (Татьяна Жданок – депутат Европарламента от партии ЗАПЧЕЛ – прим. переводчика), которая провозгласила своей целью защиту интересов русских в Брюсселе, - это хорошо, а девять было бы еще лучше. Ведь намного действеннее, если политику России в Абхазии и Южной Осетии поддержит депутат Европарламента, а не какая-то марионетка с Северного Кавказа. Такую позицию Кремля в ближайшие годы не сможет изменить никакой визит Затлерса, как и не смогли ее изменить посещение Вайры Вике-Фрейберги и соответствующее заявление.
Даже многочисленные усилия бывшего премьер-министра Калвитиса, который рассказывал разную ерунду о первой латышской газете, которая отпечатана в Петербурге и заявил российскому патриарху, что у Латвии и России общая культура и история, никаких существенных улучшений в межгосударственных отношениях не принесли. Ни отдача Абрене (Пыталово Псковской области; до 1944 года по условиям Брестского мира входило в состав Латвии. От претензий на Пыталовский район Латвия отказалась в 2007 году, заключив договор о границе с Россией – прим. переводчика), ни большое количество русскоязычных в Латвии, в сравнении с Литвой и Эстонией, не дали Латвии ни малейших экономических или политических преимуществ. В свою очередь, Кремль всеми средствами продолжит свою политическую, экономическую, языковую и культурную экспансию, увеличивая даже количество граждан России в Латвии.
Всегда, разумеется, остается возможность получить для себя какую-то личную выгоду, какое-то место в совете - как Шредер в компании Северного газопровода, или Калвитис - в Latvijas balzams. Но и это маловероятно, если вспомним, что Затлерс наградил Орденом Трех Звезд президента Грузии Саакашвили, разозлив Москву. В такой ситуации продолжать существовавшую в свое время в Золотой Орде традицию, когда князья-вассалы должны были регулярно навещать хана и, поцеловав его сапог, в страхе ожидать, не будет ли подсыпан в мед какой-то ядовитый порошок, который подведет черту под всеми надеждами на будущее, - тоже неразумное дело. Хотя с течением времени в худшем случае ничего хуже, чем получение ушей от мертвого осла в подарок приехавшему в Москву не грозит, но лучше все же подумать, не отпраздновать ли окончание Второй мировой войны 8 мая вместе с западными союзниками.
Потому что, как пророчески сказал президент Карлис Улманис после начала Второй мировой войны в 1939 году: «Победа будет там, где Англия».
Александрс Кирштейнс, бывший депутат Сейма Латвии
Перевод: Лариса Дереча