Состоявшиеся 7 февраля президентские выборы на Украине, по результатам которых победителем объявлен пророссийски настроенный кандидат Виктор Янукович, должны способствовать усилиям Кремля по восстановлению утраченного влияния на постсоветском пространстве. Русский вполне может восстановить статус второго официального языка наравне с украинским, планы вступления в НАТО отодвинутся на неопределённый срок, российский Черноморский флот продолжить базироваться в Севастопольском порту (Крым), а между Россией и Украиной будут достигнуты договорённости о более надёжных поставках газа.
Москва также улучшила свои отношения с Азербайджаном, Киргизией и Туркменией. Однако снова осложнились её отношения с Молдавией и Узбекистаном, непросто складываются с Белоруссией, считавшейся самой близкой и преданной России страной. Откровенно плохими остаются отношения с Грузией, Эстонией, Латвией и Литвой.
Наиболее надёжными партнёрами России по-прежнему являются Казахстан, Таджикистан и Армения. В этот список входила также Белоруссия, с которой Россия планировала создать Союзное государство, но высокомерие российских руководителей исчерпало терпение Александоа Лукашенко, «последнего диктатора Европа», как отозвался о нём бывший президент США Джордж Буш.
Разногласия между Москвой и Минском возникли в том момент, когда от Лукашенко потребовали признать независимость грузинских автономных областей Южной Осетии и Абхазии, что, за исключением России, не сделала ни одна бывшая советская республика.
Несговорчивость белорусского президента привела в прошлом году к тому, что российские власти ввели эмбарго на ввоз молочных товаров из соседней страны.
Однако Лукашенко не испугался и заставил Россию пойти на попятную, бойкотировав в июне 2009 года заседание Организации Договора о Коллективной Безопасности (ОДКБ), на котором было принято решение о создании сил быстрого реагирования.
Кроме того, белорусский президент включил свою страну в программу «Восточное партнёрство», с инициативой по которой выступил Брюссель. Эта программа охватывает также Украину, Грузию, Молдавию, Азербайджан и Армению. Последний эпизод напряжённости в отношениях между Москвой и Минском, вызванной повышением таможенных пошлин на нефть, разрешился немногим более двух недель назад. России пришлось уступить ввиду угрозы Белоруссии перекрыть поставки нефти по своим трубопроводам в Европу.
Не всё в порядке и с Узбекистаном, президент которого Ислам Каримов отказался в прошлом году от участия в заседании ОДКБ, в который он так и не вошёл. В настоящее время помимо России членами ОДКБ являются Армения, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Каримов упрекает Москву за решение разместить в Киргизии вторую военную базу.
Так называемая «Революция тюльпанов», произошедшая весной 2005 года, привела к охлаждению отношений между Киргизией и Россией, однако Курманбек Бакиев, пришедший к власти на волне тех событий и переизбранный президентом прошлым летом, сделал всё возможное, чтобы завоевать доверие и расположение Москвы. Сейчас он один из её ближайших партнёров.
Соглашения в области энергетики
Если говорить о Туркмении, то это непробиваемая диктатура феодального толка уже давно не подчиняется указаниям из бывшей метрополии. Отношения с Москвой характеризуются непостоянством. Свет в конце туннеля вновь забрезжил месяц назад, когда стороны пришли к соглашению о возобновлении экспорта туркменского газа в Россию. Поставки голубого топлива были прерваны почти год назад в связи с аварией на газопроводе. Проблема была устранена, однако поток топлива не возобновлялся, поскольку стороны никак не могли договориться о новых ценах. Связи России с Азербайджаном также имеют положительную динамику в области энергетики.
Российский холдинг «Газпром», выдвинувший проект строительства газопровода «Южный поток» в противовес европейской трубе «Набукко», использует ценовые разногласия между Баку и Анкарой, чтобы попытаться закачать в свои хранилища как можно больше углеводородов, добытых в Азербайджане. «Газпром» предложил президенту страны Ильхаму Алиеву выкупить весь газ, который его страна добудет в 2010 году.
«Разрушенные мосты» между Россией и её соседями, о котором говорил в прошлом году бывший депутат либерального толка Владимир Рыжков, начинают частично восстанавливаться. Однако этого нельзя сказать про отношения с Эстонией, Латвией и Литвой. Да и с Грузией тоже, если не считать обещания восстановить на постоянной основе воздушное сообщение между Москвой и Тбилиси. Раны, оставленные войной 2008 года, ещё далеки от того, чтобы зарубцеваться. Недавний отказ Кремля вывести свои войска из Приднестровья также осложняет диалог с Молдавией.