МОСКВА, Россия. Священники, служащие в воинских частях, религиозные занятия в государственных школах, даже благословение национального чемпионата по хоккею – таково лицо новой Русской Православной Церкви.
После периода стабильного посткоммунистического возрождения церковь в прошлом году резко увеличила свою активность и роль в государстве. Сейчас критики предупреждают, что такое усиление церкви происходит в ущерб свободе религии в стране, поскольку многие верования подвергаются нападкам.
Московский Институт свободы совести в конце января опубликовал свой ежегодный доклад, в котором говорится, что взаимоотношения между церковью и государством стали "симбиотическими", а это нарушает положения конституции и ведет к усилению дискриминации против религиозных меньшинств.
Последним примером стало декабрьское решение Верховного суда России в поддержку запрета на деятельность одного из региональных отделений Свидетелей Иеговы. Эта организация давно уже подвергается в России тщательным проверкам.
Более распространенной, сообщается в докладе, является дискриминация против более крупных религиозных меньшинств России – мусульман, иудеев и буддистов. Наряду с русским православием это признанные в России религии.
Прошлым летом российский президент Дмитрий Медведев объявил об инициативе по назначению во все армейские части православных военных священников. В этом школьном году в школах впервые начали проводить религиозные занятия, на которых ученики могут изучать якобы и другие религии, кроме православия, а также выбирать светский вариант обучения. Поскольку православие это та религия, которую исповедует большинство россиян, критики опасаются, что другие программы обучения в школах просто не будут применяться по-настоящему. В докладе о религиозных правах звучит предупреждение о том, что в любом случае такой шаг способен привести к разрушению провозглашенного в России отделения церкви от государства.
За недостатком государственной идеологии Кремль упорно и настойчиво укрепляет положение церкви. Медведева и премьер-министра Владимира Путина часто можно увидеть по государственному телевидению посещающими церковную службу. Особенно активна в православных кругах супруга Медведева.
Церковь стала богатой организацией, наслаждающейся новообретенной властью после долгих лет провозглашенного государством атеизма в Советском Союзе. Она требует от своих последователей, чтобы церковные нормы соблюдало не только общество, но и государство.
Протоирей Всеволод Чаплин, являющийся официальным представителем церкви и возглавляющий отдел по взаимодействию церкви и общества, недавно выступил с проповедью перед верующими из ряда бывших советских республик.
"Не нужно бояться ставить перед собой именно такую задачу: если мы – большинство в своих собственных странах – здесь присутствуют представители Белоруссии, Украины, Молдовы, – то мы имеем полное право на то, чтобы наши нравственные принципы, наше видение настоящего и будущего были определяющими в тех сферах жизни общества и государства, в которых мы трудимся", - заявил он. Его высказывание приводит информационное агентство "Интерфакс-Религия".
В России религия и национальная принадлежность тесно взаимосвязаны. Называть себя русским – значит называть себя православным. Есть другое слово для обозначения, например, евреев и мусульман (россияне) – даже если их семьи веками живут в России. Ты не можешь считаться истинно русским, если ты не православный. При этом неважно, верующий ты по-настоящему или нет.
Как говорят критики, действия государства по дальнейшему усилению роли церкви ведут лишь к росту национализма, который захлестнул страну после распада Советского Союза.
"Все, что происходит сейчас, идет вразрез с нашей светской конституцией, - говорит активист-правозащитник Лев Левинсон, - в ней говорится, что ни одна религия не может быть государственной, и она должна гарантировать невмешательство государства в церковные дела".
Согласно результатам последнего опроса на эту тему, проведенного независимым социологическим Левада-Центром, в 2007 году 66 процентов россиян считали себя православными. Это существенно выше показателя 1996 года, составлявшего 44 процента. Если в том году неверующими себя считали 43 процента респондентов, то в 2007-м их было уже 23 процента.
Однако люди нечасто посещают церковь. Всего 8 процентов россиян ходят в церковь регулярно. В 1996 году этот показатель, согласно данным опроса, составлял 5 процентов. Большинство, а их 39 процентов, заявили, что никогда не посещают храмы. Однако это все же ниже показателя 1996 года в 65 процентов.
Количество верующих неуклонно увеличивалось при популярном патриархе Алексии II, скончавшемся в феврале 2009 года. При его более консервативном преемнике патриархе Кирилле это число должно расти и дальше.
В канун Нового Года Кирилл взял под свой личный контроль миссионерскую деятельность церкви, планируя расширять ее полномочия и штаты. Церковь также нацеливается и на заграницу.
В конце года она открыла первую семинарию за пределами бывшего Советского Союза – во Франции. Она также открыла новый храм в Таиланде, в курортном местечке, пользующемся популярностью у россиян. Церковь планирует сделать то же самое в Германии. В этом году патриарх отправится в турне по Африке, где, по словам представителей церкви, православие является самой быстро растущей религией. (Такие заявления делают и другие религии.)
А внутри России благосостояние церкви растет вместе с ее властью. В 90-е годы она получила весьма странный для себя, но очень выгодный контракт, монополизировав в своих руках торговлю алкоголем и сигаретами. Это давно уже ушло, но сейчас церковь получает доходы в значительной мере за счет своей постоянно увеличивающейся собственности.
Последним примером усиления власти церкви стало принятое в Новый Год решение Путина о том, что государство передаст в ее собственность знаменитый московский Новодевичий монастырь, у которого есть прекрасный храм, богатые иконы и кладбище, где похоронены многие известные писатели, поэты и политики.
Критики осудили это решение, обеспокоенные тем, что церковь спрячет находящиеся в монастыре исторические реликвии и будет плохо их хранить.
Однако критиковать или бросать вызов церкви – эта задача не всем по силам.
Юрия Самодурова в 2005 году признали виновным в разжигании религиозной вражды, после того как он двумя годами ранее организовал в центре им. Сахарова художественную выставку под названием "Осторожно, религия!" Шесть членов религиозной группы разгромили эту выставку, где среди прочих экспонатов выставлялись картины с изображением христианских символов вперемешку с символами поп-культуры.
"Уже долгое время возможность публично решать проблемы церкви с критической точки зрения считается неприемлемой и неуместной", - заявил Самодуров в телефонном интервью.
В своих бедах он в равной степени обвиняет и государство, и церковь. "Государство использует церковь для собственного узаконивания. А церковь с радостью дает возможность использовать себя в этих целях, потому что это усиливает ее политическую значимость и политическую роль", - говорит Самодуров.
"Политизированная церковь это редкий институт, который тормозит политическое развитие общества", - предупреждает он.
Спустя год после осуждения Самодуров организовал еще одну выставку под названием "Запретное искусство", которая также вызвала гнев церкви. Сейчас его опять судят за разжигание религиозной ненависти, и он оставил пост директора музея.