Эстония после восстановления независимости была все время объектом нападок и давления со стороны России. У Москвы вызывали озлобление наше стремление стать членами Европейского союз и НАТО. Но они не смогли приостановить этот процесс. Переход на евро также не нравится путинцам, так как это еще больше связывает нас с экономическими структурами Европы.
Есть подозрительные признаки того, что дипломатия России занимается этими вопросами в европейских кулуарах. Тот один, то другой представитель Европы в последнее время стал заявлять, что недостаточно только выполнения Маастрихтских критериев и указывает, что Эстония не будет дееспособна при использовании евро. Об этом слишком часто говорится и в новостях телеканалов России и в ходе обмена мнениями.
Пугают, что курс кроны при переходе на евро не обязательно будет 15,6. Внезапно даже Европарламент стало беспокоить, что в Эстонии большая безработица и поэтому мы не должны получить евро. Оживились латыши, которые стали говорить, что если эстонцы получат евро, это нанесет ущерб их экономике. Мобилизованы и местные пугальщики, утверждающие, что евро не принесет никакого счастья, его приход сопровождают большие угрозы, Эстония может стать провинцией Германии, евро может ухудшить здоровье и т.п.
Когда провалились попытки России организовать апрельский мятеж (события, связанные с переносом памятника Воину-освободителю Таллина от фашистов в апреле 2007 года - Х.С.) и здешняя пятая колонна, несмотря на иностранное руководство, оказалась беспомощной, там, где нужно, быстро переориентировались. Где нельзя справиться силой, нужно помочь советом. Нужно было существенно расширить ставшую осторожной команду, формирующую мнение среди здешних про-российских сил. Такую же тактику использовали в канун и во время событий 1940 года. Тогда она оказалась действенной. Выступления в печати последнего времени показали, что на сегодня соответствующий коллектив укомплектован и задачи распределены.
Шестая колонна в Эстонии
Тоталитарное наступление про-российских сил бросается в глаза при обсуждении вопроса о необходимости президента отправиться в Москву. Кремлю крайне важно, чтобы все лидеры его мнимой сферы влияния выстроились 9 мая в ряд у Кремлевской стены. Союз про-российских мыслителей, который можно назвать шестой колонной, говорит, что нужно ехать. Но Москва выдвигает условия получения приглашения. Президент должен извиниться за перемещение Алеши (памятника Воину-освободителю Таллина от фашистов – Х.С.). Посмотрим, как Тоомас Хендрик Ильвес сделает это, если он все же захочет отправиться почтить оккупантов уважением.
Еще более мощная атака началась в год Тартуского мира. Москву тревожит преамбула пограничного договора (имеется в виду принятая парламентом Эстонии преамбула к закону о ратификации эстонско-российского пограничного договора – Х.С.), в которой Тартуский мир записан как имеющий определяющее значение. Этот документ, является, по сути, нашим единственным козырем в общении с Россией. Москва хочет признать его недействительным или проскользнуть мимо него. Шестая колонна оживилась. Тартуский мирный договор якобы не имеет значения при заключении пограничного договора. Было бы более прагматично якобы вообще отказаться от него или, по меньшей мере, отказаться от преамбулы. Покачают пальцем, мол, зацикливание на каком-то определенном историческом периоде не всегда полезно государству и обществу и нужно учиться у истории человечества. Кто-то сказал, что политика Эстонии не велосипед, который устойчив только когда на нем быстро мчишься на Запад. Особенно рафинированной демагогией выглядит комплекс утверждений, что в Тартуском мирном договоре есть пункты, представляющие угрозу для независимости Эстонии. Тартуский мирный договор, мол, отдает воды для охлаждения Нарвской электростанции России, Эстония обещала в нем быть нейтральной, в нем описана восточная граница, которая ныне не действует и т.п.
Внешний определитель про-российских сил
Кто входит в шестую колонну про-российских лидеров общественного мнения? Не называя имен, можно привести следующие типичные сообщества:
Полукровки. Они вообще-то славные граждане Эстонии, но при первой же возможности проявляется, что кровь гуще воды. Когда у них спрашивают мнение, они ведут «эстонское дело» на восток и осуждают западничество.
Подкупленные. Прописная истина политической элиты России и деятельности дипломатии заключается в том, что друзей нужно покупать, так как все покупается. Кого-то приглашают в гости, где выказывают особое почитание. Делают подарки. Дарили даже лошадей. Рутинное дело – приглашение на обед, раздача источающих мед благодарностей и признательности. Это предполагает ответную услугу. Благоприятное мнение, льготное решение, воздержание от критики. Похоже, что таких услащенных в последнее время становится все больше.
Бизнесмены, которые делают ставку на восточного соседа и боятся свободного западного рынка. Одному нужно сырье, другому льготы на реализуемые товары или на транзитные условия, третьим жизненно важно сохранить свою фирму на востоке. Им дают понять, что все возможно, но только скажи и сделай то, другое или третье! Один крупный эстонский эстонец-предприниматель, заядло ведущий бизнес с Россией, сказал даже в ходе одного обмена мнениями, что если во главе министерства стоит эстонец, то канцлером министерства должен быть русский.
Социал-интеллектуалы. Эти красно-розовые теоретики, социологи и прочие общественные деятели, выглядящие как модификация июньских коммунистов 1940 года, видят рай и там, где царит тотальный ад и не стесняются повсюду и по любому поводу подпевать в общем хоре «Боже, царя храни».
Конъюнктурные политики в более широком плане самые безопасные, так как они нуждаются в голосах, но во имя этого могут принять плохие решения. Кое-то из провалившихся на выборах может эмоционально воскликнуть, что теперь необходимо работать с русскими, так как это делает конкурент, который добился успеха. Некоторые правители ощущают на себе давление и готовы отказаться от преамбулы к пограничному закону и утверждают, что ширину железнодорожной колеи не изменят.
Современное положение в общем плане не самое лучшее. Восточный сосед вцепил свои когти в некоторых лидеров общественного мнения и организует, исходя из опыта «Правды», публикацию писем трудящихся, что обычно служит подготовкой к какой-либо вонючей акции.
Нужно крепить бдительность, господа!
Перевод Хейно Сарап