Вот уже несколько лет одной из самых обсуждаемых транснациональных идей являются проектирование и дальнейшая реализация газовой магистрали из Центральной Азии в европейские страны с намерением обойти российские территории и поколебать доминирование нашего северного соседа.
Есть очень немало экспертов, которые до сегодняшних дней считают газопровод "Набукко" (названный в честь классической оперы знаменитого итальянского композитора Джузеппе Верди) нерентабельным, более политическим, чем экономическим, проектом, новым фактором традиционного геополитического противостояния.
Хотя некоторые специалисты предсказывают, что он будет чуть ли не основным элементом международной энергетической безопасности. Порой "Набукко" эмоционально именуют "газопроводом мечты".
"Наш проект не направлен на то, чтобы составить в будущем конкуренцию российским газопроводам", - заявил в своем недавнем интервью турецкому печатному органу Hurriyyet исполнительный директор проекта "Набукко" Рейнхард Митчек (1news). Поскольку, как утверждает Митчек, европейский энергетический рынок продолжает активно развиваться, место найдется для всех.
"Думаю, что газопровод "Набукко" будет заполняться именно азербайджанским, туркменским и иранским газом. Мы настроены оптимистично, так как обсуждения относительно будущности этого проекта с официальными Баку и Ашгабатом, а также ИРИ вселили в нас большие надежды", - продолжил руководитель наднационального проекта.
Кстати, несмотря на все сомнения и скептицизм касательно прокладки энергопровода в установленные сроки, Митчек уверен, что к строительству "Набукко" можно приступить со следующего года, а через три года по трубопроводу в страны Евросоюза уже будет транспортироваться "голубое топливо".
Действительно предполагалось, что "Набукко" начнут строить в 2011 году, а газ европейские страны смогут получить с 2014 года.
"Главное - разрешить некоторые вопросы, в том числе финансовые. В прошлом году были организованы активные переговоры международного акционерного консорциума "Набукко" с различными надгосударственными финансовыми структурами. Радует, что Инвестиционному банку Европы и Европейскому банку развития не безразлична дальнейшая судьба "Набукко".
Наблюдается заинтересованность также со стороны других международных финансовых организаций. Если в этом году начнется инвестирование проекта, то со следующего года приступим к его реализации. В целом думаю, что 2010 год будет для нас решающим", - понадеялся директор субгосударственной маркетинговой структуры Nabucco International В конце своего интервью глава проекта "Набукко" привел еще несколько доводов в пользу светлой будущности энергомагистрали.
"Проект обязательно будет реализован. Уже подписано межгосударственное соглашение, проводятся инженерные работы. Мы верим в свое начинание", - сказал Рейнхард Митчек.
Тем не менее, в той же Европе есть такие, которые не разделяют убежденности Митчека касательно дальнейшего прорыва в реализации проекта. Так, кандидат наук по международным отношениям Самуэль Луссак заявил, что не понимает, как можно быть уверенным в проекте, если, как сказал сам Митчек, "Набукко" зависит от потенциальных покупателей "голубого топлива"(Day.Az).
"Пару месяцев назад на газовых рынках произошли некоторые перемены. По причине застоя европейцы стали употреблять меньше газа, и, следовательно, уменьшилась потребность в альтернативных маршрутах. Потом ситуация изменилась из-за добычи в США газа с небольших глубин. А на данный момент есть возможность использования труднодоступного "голубого топлива". Поэтому острая необходимость в "Набукко" может и не быть такой высокой", - считает специалист.
Работник Института политических исследований в Бордо Луссак, кроме всего прочего, согласен с Митчеком лишь в том, что 2010 год будет поворотным для проекта "Набукко".
"Перспективы проекта туманны и во многом зависят от будущих клиентов. Пока не существует достаточных предпосылок, для того чтобы делать оптимистичные прогнозы. Проект станет реальностью, когда он будет коммерчески выгодным. Инвестиций в реализацию "Набукко" недостаточно".
В свою очередь напомним, что ранее подписание межправительственного договора в рамках реализации проекта "Набукко" несколько раз срывалось из-за позиции официальной Анкары. Турция хотела, чтобы 15% всего "голубого топлива", транспортируемого по газопроводу, продавалось ей не по рыночной цене. Но в июне прошлого года министр энергетики братской страны Танер Йылдыз сделал заявление, согласно которому Турция отказалась от прошлых претензий на льготы.
До этого турецкие власти демонстрировали непокорность, потому что "Набукко" должен быть проложен из города Турции, Эрзурума дальше в Европу и станет продолжением газотранспортной ветки Баку-Тбилиси-Эрзурум. Планируется также, что 60% работ будет проведено на турецкой территории, а из общей суммы предусмотренных инвестиций, 4,8 миллиарда евро - будет вложено в Турции. Это при том, что стоимость проекта оценивается в 7,9 млрд. евро.
Одним из основных "потенциальных поставщиков" "голубого топлива" в страны ЕС по трубопроводу "Набукко" является и Азербайджан. Изначально было предусмотрено, что газопровод, проектная мощность которого начиная с 2018 года будет составлять 31 млрд. кубометров "голубого топлива" в год, заполнится, также газом с азербайджанского месторождения "Шахдениз".
Известно, что некоторое время Азербайджан также вел переговоры по стоимости нашего "голубого топлива" с Турцией. Кроме того, если проект "Набукко" будет реализован, то азербайджанский газ в соседнюю страну будет экспортироваться по этому трубопроводу.
Так или иначе, представители государственного ведомства по энергетике и природных ресурсов братской страны два дня назад заявили, что "Азербайджан в текущем году получит от Турции дополнительные средства за газ, поставленный в рамках "Стадии-1" проекта разработки газоконденсатного месторождения "Шахдениз" ("Туран").
Но, согласно полученным вышеназванным агентством от турецкой государственной трубопроводной компании Botas (которая является одним из шести акционеров международного консорциума "Набукко") официальным данным об импортируемых Турцией объемах азербайджанского газа, следует подчеркнуть, "что объем дополнительного дохода будет максимально сжат".
Ранее Азербайджан и Турция согласились на государственном уровне, что Анкара доплатит за импортируемый газ после того, как стороны договорятся о новой формуле оценки стоимости "голубого топлива". Азербайджан начиная с 2007 года экспортировал в Турцию свой газ по цене 120 американских долларов за 1000 кубометров. Что касается "новых цен", авторитетные турецкие печатные издания утверждали, что Анкара готова заплатить нашей стране от 260 до 300 долларов за каждые 1000 кубометров азербайджанского газа.