Российско-грузинская война 2008 года представляет собой новейший пример того, как работает военная пропаганда, и как контрпропаганда может свести ее эффект к нулю и в итоге ударить по самой партии войны.
Вспомним, что, на Западе в новостях исходно утверждалось, что война началась с российского «вторжения». Русские якобы сделали первый выстрел, оккупировав спорную грузинскую область, известную как Южная Осетия. Заголовки кричали о российской агрессии, респектабельные аналитики, достав из чуланов побитую молью атрибутику холодной войны и стряхнув с нее пыль, принялись гадать о значении действий России (как же, как же, «возрождающаяся Россия») и предлагать Западу ответить на них должным образом («Мы сейчас все - грузины», - выдал в припадке энтузиазма Джон Маккейн). Маккейн тут же бросился бежать впереди паровоза, подтвердив предложенную его дружком Михаилом Саакашвили оригинальную версию событий и провозгласив, что США должны безоговорочно поддержать Грузию. Россия, объявил он, является агрессором, а агрессию мы не должны терпеть.
Барак Обама сначала призвал стороны к немедленному прекращению огня, однако на него тут же обрушились Маккейн и неоконы, обвинившие его в смертном грехе «морального приравнивания».
Обама с семьей в этот момент, кажется, отдыхал на Гавайях поэтому не смог среагировать достаточно быстро. Критики тут же объявили, что это еще раз показывает, насколько он не готов к власти – см. печально известный ролик Хиллари Клинтон «Будет ли он готов ответить на звонок в 3 часа ночи?». После торжественной порки Обама быстро исправил свою ошибку и сделал еще одно заявление, в котором напрямую назвал причиной войны российскую «агрессию».
Как выяснилось, первая - инстинктивная – реакция Обамы была правильной. Через несколько недель, когда мир узнал об обстоятельствах начала войны, это стало очевидным. Когда дым рассеялся и наружу вышли факты, рефлекторная прогрузинская реакция СМИ оказалась абсолютно несправедливой: грузинские войска не только первыми открыли огонь, но и атаковали и почти стерли с лица Земли столицу «мятежников» Цхинвали. При этом финансировавшаяся и подготовленная США грузинская армия убила сотни мирных жителей.
Грузинское лобби в Америке может гордиться тем, что оно сумело так долго скрывать правду за завесой из перегретой риторики и отлично срежессированных спектаклей, достойных третьеразрядного голливудского сценариста. Героический «демократ» Саакашвили против нового Сталина из Кремля – какой сюжет для западных СМИ! Жаль только, что главный герой этого ремейка холодной войны намного ближе к Сталину и по происхождению, и по темпераменту, чем Путин когда-либо мечтал быть.
В последнее время Саакашвили всячески демонстрирует свою паранойю и мстительность – две самые известные черты сталинского характера. Начнем с того, что он неустанно продвигает параноидальную теорию о том, что грузинская демократическая оппозиция участвует в заговоре, организованном Россией с целью захвата Грузии. Он также постоянно клянется вернуть под власть Грузии Южную Осетию и Абхазию – две мятежные провинции, которые его армия атаковала в 2008 году. Сейчас под реваншистскими лозунгами он начал кампанию по полной милитаризации грузинского общества.
Такие вещи проще всего начинать со школ, в которых режим Саакашвили вводит обязательные курсы «военно-патриотического воспитания». Считается, что они должны привить молодежи «воинский дух». По словам Саакашвили, Грузия продолжает вести войну и поэтому такие курсы «гражданской обороны» и политического воспитания необходимы для защиты страны от неминуемого нападения. Как мы знаем по американскому опыту, фанатический национализм – первое прибежище тирана, и Саакашвили не стесняется бить этой дубинкой оппозицию, пока его полиция избивает на улицах демонстрантов.
Вот как Саакашвили защищает свои курсы «военно-патриотического» промывания мозгов:
«Мы решили ввести [в школах] военно-патриотическое воспитание– можно его назвать курсами гражданской обороны. Так называемые либералы подняли шумиху по этому поводу, говоря: «Ах, какая катастрофа, это дурной тон». К слову, в советское время военная подготовка в школах была действительно не слишком хороша».
Да уж, эти советские были просто любителями и не умели ни толком насаждать милитаризм и фанатический национализм, ни притеснять национальные меньшинства. Мы, грузины, покажем им, как это делать. «Перед нашей страной стоят реальные вызовы», - подчеркнул Саакашвили на недавней встрече с тбилисскими школьниками и школьными учителями, показанной по телевидению. Он сравнил Грузию с Израилем – страной со всех сторон окруженной врагами и полностью милитаризированной. В Израиле, дескать, люди «готовы к ракетным обстрелам».
К несчастью для Саакашвили, основную опасность для его правления представляет не практически несуществующая угроза ракетного обстрела со стороны России. В реальности у него есть другая причина для беспокойства – политическое недовольство его собственного народа – обнищавшего, уставшего от войны, лишившегося иллюзий, отчаявшегося и раздраженного его все более репрессивным режимом.
«К сожалению, мы живем не в Швейцарии и не в Голландии, - говорит Саакашвили, продолжая свои тирады по адресу ненавистных «либералов». - По соседству с нами есть одна недружественная страна. Поэтому Грузии все это [гражданская оборона или военно-патриотическая подготовка] нужно, и ничего милитаристского в этом нет … Грузии необходимо себя защищать. Мы ни на кого не нападаем. Но 20% нашей территории оккупировано».
На самом деле Грузия все-таки напала на столицу Южной Осетии Цхинвали, обстреляла жилые кварталы, убила или ранила тысячи людей. Также были убиты четверо из российских миротворцев, размещенных там по условиям ооновского соглашения. Однако, разумеется, военно-патриотические уроки Саакашвили, на которых должны рассказывать о военной истории Грузии, не будут уделять внимания подобным мелочам.
Одержимый националист Саакашвили, ярый милитаризм которого экономически калечит Грузию, решил также превратить свою страну в плацдарм для военных операций НАТО. Недавно он предложил разместить в ней базы для снабжения сил НАТО в Афганистане. Грузины давно борются за вступление в Североатлантический альянс. В этом их поддерживают Джон Маккейн и неусыпное грузинское лобби в Вашингтоне. Та же самая шайка, которая добивалась – и добилась - расширения НАТО в первые годы после распада Советского Союза, сейчас намерена протянуть длинную руку Запада глубоко в степи Средней Азии.
Так как попытки представить Афганскую войну многосторонней акцией неразрывно связаны с расширением НАТО, предложение Саакашвили может в итоге обеспечить ему членство, несмотря на противодействие некоторых стран НАТО. Или, по крайней мере, если не полное членство, то хотя бы некий предварительный статус. К тому же, всегда можно сказать, что если в альянс может вступить Албания, то почему не может Грузия, или Азербайджан, или любая другая из постсоветских среднеазиатских клептократий, возникших на периферии России?
Из всех так называемых «цветных революций», которые активно поощряло американское правительство, и которым оно в открытую помогало деньгами, а также оказывало тайную поддержку, грузинская считалась образцовой, примером для всех прочих. Однако, в конечном итоге, эта поддержанная США «революция» обернулась диктатурой натурального мегаломана, самозваного кавказского Наполеона, который притесняет собственный народ, изображая из себя великого освободителя. В этом есть нечто поучительное, не так ли?