40 миллиардов долларов должна Россия Грузии за то, что не дала в 90-х годах огнем и кровью покорить абхазов и осетин. Именно такую сумму ущерба от присутствия российских военных и компаний в Абхазии и Южной Осетии назвал в интервью российской газете глава парламентской комиссии по восстановлению территориальной целостности Шота Малашхия. Вот только доказать в судах и истребовать эти деньги никогда не удастся.
С победителя требуют контрибуций. Это нонсенс везде, кроме Грузии.
Страна, чья армия беспомощно отползла восвояси после агрессии против Цхинвала в 2008 году, собирается потребовать от России возмещение ущерба в 40 тысяч долларов.Такую сумму назвал в интервью «Времени новостей» председатель временной комиссии по восстановлению территориальной целостности Шота Малашхия.
Уже несколько лет комиссия подсчитывает убытки от присутствия российских военных и экономической деятельности российских компаний в Абхазии и Южной Осетии, считающихся территорией Грузии. Только до 1998 года, как установил Малашхия, Россия задолжала 20 миллиардов долларов. За остальные годы навскидку - не меньше.
Часть этих средств частные лица, в основном беженцы, потребуют в через Страсбургский суд. Более трех сотен исков уже направлено во Францию.
Государство тоже подало иск к России с требованием привлечь ее к ответственности за нарушения Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации «на территории Грузии и вокруг неё» в 1990 - 2008 годах. Заявление судом в Гааге принято. Грузия свои доказательства предоставила.
Россия должна направить контраргументы суду до 2 июля. Пока же ее позиция заключается в том, что иск Грузии не попадает под юрисдикцию Международного суда ООН, потому что спор между Москвой и Тбилиси не касается расовой дискриминации. Здесь имеют место разногласия об обоснованности применения силы, а этот вопрос она никогда не обязывалась передавать на рассмотрение этого суда.
Грузия утверждает, что своими действиями Москва способствовала выдавливанию грузинского населения из двух бывших автономий. Так ли это?
Российско-белорусский непредвзятый историк Андрей Гордиенко подробно описал события в Закавказье в начале 90-х годов в своей статье «Грузия - как это было». Есть там и неприглядные намеки на то, что Шамиля Басаева на поддержку воюющим абхазам осенью 1992 года направила Москва. При этом он выступал от имени «Конфедерации горских народов Кавказа, а воевали в его армии родственные абхазам адыги.
Хотя вооружены они были российскими автоматами, танками и прочим огнестрельным оружием, которое Россия по глупости руководства оставила в сепаратистской Чечне.
Однако именно вмешательство России и вхождение ее войск остановили как кровопролитие в Абхазии, так и противостояние в Южной Осетии, приносившие гибель мирным жителям. Грузины бежали оттуда не в момент прихода миротворцев, а во время поражения грузинских войск в войнах, которые сами же затевали.
А могли решать проблемы мирным путем. Как собираются сейчас, по подсказке западных экспертов.
Кстати сказать, проблемы у Тбилиси начались с малого: в тот момент, когда грузинский язык стал вторым государственным, а Южноосетинская автономная область и автономная республика Абхазия не получили такого права в отношении своих национальных языков. Теперь Тбилиси был бы на это согласен.
Но самую большую ошибку допустил Звиад Гамсахурдия, объявивший Грузию - унитарным независимым от СССР государством с одним языком и без всяких автономий. С этим ни абхазы, ни осетины, еще до прихода советской власти боровшиеся за независимость от грузин, смириться не смогли. Они захотели остаться в Союзе и имели на это право, как автономии.
В Грузии в тот период к вопросам юрисдикции не апеллировали, целиком полагаясь на силу оружия. Возможно, не вмешайся Россия, они и расправились бы с двумя непокорными народами, сделав их неисправимым меньшинством на многие века. Но насколько цивилизованно предъявлять счет за то, что российское руководство не дало свершиться преступлению, Что оберегало и обеспечивало жизнь в подвергавшихся агрессиям республиках?
Впрочем, в Тбилиси почти никто, за исключением таких фанатиков как Малашхия, не верит в успех судебных процессов против России и возможность получить компенсации. В парламентской оппозиции считают это политическим жестом, так сказать, чтобы «держава» не расслаблялась.
Юрист Вахтанг Хмаладзе тоже сомневается, что Тбилиси удастся что-то доказать. "Грузия может поднять на международном уровне проблему компенсации. Вопрос в том, насколько она сможет это обосновать. Думаю, это получит только политический оттенок. Россия не согласится с исками, так как в ином случае косвенно признает, что преступала законы. Возможно, Грузия создаст России проблемы в международных инстанциях", - заявил он российскому изданию.
В России инициативы Малашхия вызывают ироническую усмешку.
"Самое главное в очередной раз показать степень ущерба, который был причинен маленькой, но очень демократической Грузии, при чем, как теперь выясняется, при разных режимах, в том числе и при власти Эдуарда Шеварнадзе со стороны большой и не демократичной России», - заявил в интервью «Голосу России» политолог Алексей Власов.