Передовыми странами мира внедрение современных технологий в энергетический сектор происходит такими быстрыми темпами, которые, по мнению экспертов, в течение ближайших десятилетий приведут к значительному сокращению спроса и цены природного газа на мировом энергорынке. В докладе по глобальной энергетике, сделанном в прошлом году МЭА, было отмечено, что бурное развитие ядерной и зеленой энергетики (альтернативной энергетики) приводит к тому, что «Газовый рынок постепенно превращается из рынка продовцов с недостаточным предложением и высоким спросом в рынок покупателей с растущим производством и падающим спросом». По прогнозам этой же организации к 2015 году спрос на природный газ сократится на 5%, а к 2030 году упадет до 17 %».
Вышеуказанные показатели, были восприняты российским энергогигантом Газпромом довольно спокойно. До сегодняшнего дня представительство Газпрома считает, что потребность в Европе на природный газ возрастет и к 2020 году увеличится на 12,5%, а в США на 6,5%. На американском рынке российские надежды связаны с увеличением перспективы продажи сжиженного газа, хотя уже сегодня такая перспектива кажется довольно расплывчатой. Известно, что США начали разработку собственных новых газовых месторождений, параллельно в энергетическом секторе страны разрабатывается проект активного использования сланца, добыча которого составляет весьма перспективное направление, запасы сланца в США довольно значительны (23-25 трлн. тон, мировые запасы составляют 430-440 трлн. тон). Таким образом, наращивание производства топлива за счет сланцевых запасов будет возрастать, что в свою очередь снижает перспективу увеличения продаж Газпромом сжиженного газа в США.
Более того, при непосредственном патронаже Барак Обама, в автомобильном секторе осуществляется 5-летний проект быстрого развития по замене бензо-дизельных двигателей альтернативными двигателями, для чего из бюджета страны выделено несколько миллиардов долларов. Президент США Обама в своих выступлениях неоднократно заявлял, что на сегодняшний день приоритетом в транспортной сфере является создание новых технологий и внедрение в производство экологически чистого топлива. Скорее всего, уже к 2015-20 годам в США наметится значительное снижение спроса на бензин, что в свою очередь вызовет падение цен на нефть.
Обратим внимание на «европейские надежды» России. Ясно, что Европа – это растущий рынок, но подобно США, ведущие европейские страны активно разрабатывают и внедряют проекты по использованию альтернативных видов энергии – биологической, термальной, ветряной. Европейские автомобильные бренды стремительно развивают проекты по поэтапному замещению дизельных и бензиновых двигателей. На ведущих автомобильных выставках с каждым годом бывает представлено всё больше автомобилей с гибридными двигателями. Исходя из этого, Запад, после преодоления мирового финансового кризиса (что вполне реально в ближайшем будущем), быстрыми темпами начнёт развивать вышеупомянутые сферы. Следовательно, к 2015- 2020 гг. Европа, как и США, в меньшей степени будут зависеть от потребления природного газа и нефти.
Учитывая данные факторы, у Москвы в лице компании «Газпром» в долгосрочной перспективе нет причин для спокойствия, тем более, когда идут разговоры о падении цен на нефть. На данном этапе, для России наилучшим выходом была бы более широкомасштабная диверсификация путей транспортировки энергоносителей в сторону Китая. В противном случае, через 10-15 лет, высокотехнологичный Запад, за счёт внедрения новых источников энергии, будет покупать вдвое меньше энергоносителей, чем предполагают в «Газпроме» и Кремле. За тот же период Китай ещё больше увеличит закупки энергоносителей в Центральной Азии. Не будем забывать, что параллельно Пекин вкладывает немалые средства на разработку других источников энергии. Следовательно, потеря времени может обернуться для России колоссальными потерями, поэтому ей нужно реализовать больше энергетических проектов в китайском направлении. Но тут мы имеем дело с другой проблемой. Реальный правитель России Путин считает, что более важным на сегодня является затрата огромных средств для сохранения монополистской позиции на европейском рынке, чем долговременная перспектива сохранения единственного источника дохода российской экономики. С экономической точки зрения, это является величайшей стратегической ошибкой.
Для России существует и другой идеальный выход, о котором говорил сам президент Медведев на прошлогоднем съезде правящей партии «Единая Россия»: усовершенствование и демократизация системы выборов; переход промышленного сектора страны на современные технологии; замещение сырьевой экономики на рыночную экономику, основанную на свободной конкуренции. Звучит прекрасно, но даже при большом желании для осуществления всего вышесказанного, Медведеву нужно будет преодолеть главный барьер, которым является премьер России Путин.
Дело в том, что осуществление таких изменений в стране, без всяких преувеличений, напрямую связано с «демонтажем» государственной корпорации «Ростехнологии». Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии» была создана 23 ноября 2007 года, по инициативе тогдашнего президента Владимира Путина. Корпорацией со дня ее основания до сегодняшнего дня руководит Сергей Викторович Чемезов, доверенное лицо Путина. 10 июля 2008 года, на сей раз в ранге премьера, по инициативе Путина и по указу Медведева вышеуказанной корпорации были переданы активы 426 отечественных предприятий. Если точнее, разговор идет о 480 предприятиях, 100 из них гражданские, остальные принадлежат экономическому сектору министерства обороны РФ. После ознакомления с биографией Сергея Чемезова и учитывая, что он является руководителем «Ростехнологии» многое становится понятным. Чемезов в 1975 году окончил Иркутский институт народного хозяйства, затем работал в Иркутском НИИ редких и цветных металлов и в закрытом экспериментально-промышленном объединении «Луч». Самое интересное, что он в 1983-1988 г.г. руководил представительством «Луча» в ГДР, предположительно именно в это время у него завязываются дружеские отношения с офицером КГБ СССР В.Путиным. В 1989 году Чемезов работал заместителем гендиректора внешнеторгового объединения «Совинтерспорт». В 1996 году возглавлял управление внешнеэкономических связей управделами президента РФ. В 1999 году становится гендиректором ФГУП «Промэкспорт». С 2004 года по сегодняшний день является руководителем «Рособоронэкспорта», а с 2007 года параллельно руководит госкорпорацией «Ростехнологии».
После ознакомления с деталями столь богатой биографии становится очевидным чем заслужил Чемезов (которого можно назвать главным управляющим экономических дел премьера) такое благорасположение и доверие Путина.
Сегодня как российская экономика, так и военно-политическая власть сосредоточена в руках Путина и доверенных ему лиц. Соответственно наивно предполагать, что Медведев сможет осуществить важные реформы и разрушить государственную экономическую пирамиду, созданную Путиным в лице «Ростехнологии».
В России все служит интересам Путина и его олигархов, которые значительную часть своих капиталовложений осуществляют в Европе. Поэтому не удивительно, когда узнаешь, что заместитель А.Чубайса Александр Лосюков, куратор зарубежных связей в «Роснано», совсем недавно находился в Торонто и Отаве, и знаете по какому вопросу!? Государственная компания намерена организовать «посевное финансирование» нанотехнологических компаний в Канаде, Германии, Израиле, причем как минимум - по 10 миллионов долларов. Интересно происходит ли финансирование российских компаний, которые должны ориентироваться на развитие современных технологий, в таких же масштабах? Лозунги о развитии передовых технологий и освобождения России от тисков отсталой сырьевой экономики звучат красиво, но как видно это совсем не волнует Путина и его элитарную касту олигархов. Российскому премьеру важны два фактора: сохранить власть и доходы, что в свою очередь будет способствовать продолжительности его правления.
Как видно, Россия в ближайшей перспективе не сможет модернизировать свое производство, внедрить передовые технологии, освободиться от сырьевой экономики и все это не из-за слабого президента, а из-за сильного премьера. Если говорить точнее отсталость России имеет конкретное имя – Владимир Владимирович Путин!
Орфография и пунктуация оригинала сохранены.