Если до сегодняшнего дня гегемония на Ближнем Востоке принадлежала Израилю, то после объявления 11 февраля самым вспыльчивым президентом исламского мира Махмудом Ахмадинежадом о достижении Ираном обогащения урана до 20 процентов появился новый и более серьезный игрок, претендующий на гегемонию в регионе.
Действительно, борьба ближневосточных государств за гегемонию отнюдь не новость.
Если до событий 2008 года в секторе Газа полная и абсолютная гегемония в регионе принадлежала Израилю, то с началом военных действий эта гегемония Израиля закончилась.
Потому, что сильная в регионе с экономической точки зрения и с точки зрения военного потенциала израильская армия и разведка при содействии администрации Махмуда Аббаса хотя и ожидала в течение трех дней капитуляции Газа, она не смогла этого добиться. Как минимум из-за того, что ХАМАС, в отличие от предыдущих лет, уже было не просто движением, оказывающим уличное сопротивление, теперь перед Израилем стояла более серьезная и дисциплинированная армия.
Наряду с этим, во время событий в секторе Газа произошли не принятые во внимание, но интересные события.
Раньше, если в сектор Газа тем или иным образом вмешивался Израиль, то ХАМАС или какая-либо другая местная группировка в ответ на операции Израиля осуществляли террористические акты. Несмотря на то, что ХАМАС или другая местная группировка имели возможность предпринять террористический акт на территории Израиля в течение 22-дневной войны, ни один теракт не был осуществлен.
Тем самым ХАМАС пошатнул международный авторитет Израиля. А самый сильный удар Израилю нанесла Турция, являющаяся его военным и политическим союзником в регионе. С событий в секторе Газа начался новый период - период взаимного недоверия в израильско-турецких отношениях.
С напряжением в отношениях Анкара - Тель-Авив начался новый период в арабо-турецких и персидско-турецких отношениях.
Однако, на фоне событий в секторе Газа существовала одна реальность, которая заключалась в том, что Египет, Саудовская Аравия, Иордания и некоторые страны залива вместе с Израилем, хоть и частично, боролись против Ирана. Потому что, по мнению некоторых арабских государств, ядерная программа Тегерана создавала реальную угрозу в регионе.
Самое интересное то, что после событий в секторе Газа Биньямин Нетаньяху в ходе визита в Иорданию и Египет, после встречи с официальными лицами стран в своем выступлении по израильскому телевидению заявил, что ядерная программа Ирана создает угрозу для региона и Израиль готов к сотрудничеству с арабским миром в связи с этой проблемой. Подобное предложение израильского официального лица знаменовало начало арабо-еврейского союза.
Однако на фоне Израиля, Ирана и арабских стран, а также Анкары, которая в состоянии решить судьбу региона, был забыт Ирак, который превращался в "головную боль" для всего региона.
С переходом в 2002 году турецкой политической элиты от националистов к либеральным исламистам, Анкара стала еще сильнее претендовать на регион. Турция претендовала на регион и в период других правительств, но Анкара никогда не показывала это открыто.
Несмотря на существование в Турции различных мнений о Партии справедливости и развития (ПСР), эта партия приняла важное участие в достижении ряда успехов как во внутренней, так и во внешней политике. Самым большим успехом внутренней политики является разоблачение незаконной организации, получившей статус "государства в государстве", которую не могли разоблачить предыдущие правительства.
Наряду с этим, ПСР предотвратила государственный переворот, шестой по счету в стране, под названием "Балйоз" (кувалда). Согласно плану "Балйоз", после взрыва во время пятничного намаза стамбульских мечетей "Фатих Джамиси" и "Байазид", нападения на военный музей страны, взрыва нескольких истребителей турецких ВВС с последующим обвинением в этом греческой стороны, ВС Турции должны были, воспользовавшись хаосом, свергнуть в стране власть. В случае успешного выполнения плана в Турции должны были начаться массовые аресты.
Этот неудавшийся план является показателем более стабильной внутренней политики Анкары в лице ПСР.
Увеличивающееся в регионе влияние Анкары дает основания полагать, что независимо от того, кто в будущем будет представлять власть, Турция не будет отказываться от намерения быть гегемоном в регионе. Сколько бы Турция ни стремилась вступить в Европейский союз, она очень хорошо понимает, что лучше быть первым государством Ближнего Востока, чем последним государством ЕС.
Что касается Ирака, после парламентских выборов, которые состоятся 7 марта, в регионе ожидаются коренные изменения. Многие политические наблюдатели даже высказываются о том, что после выборов Ирак будет раздроблен и преобразован в федерацию.
Реальное положение дел в Ираке дает основания думать, что на предстоящих выборах преобладать будут не религиозные партии, а светские, которые и победят. Главная борьба в ходе выборов будет идти между вице-президентом страны Таригом аль-Хашими и Ийадом Аллави.
Есть большая вероятность, что после этих выборов пост премьер-министра Ирака займет представитель светской партии Ийад Аллави, а пост президента - Тариг аль-Хашими.
До и накануне выборов произошел ряд интересных событий. Самым запоминающимся среди них стала встреча один на один Ийада Аллави с Королем Саудовской Аравии и руководителем Комитета национальной безопасности Саудовской Аравии. После этой встречи не остается ни капли сомнения в том, что Саудовская Аравия окажет поддержку Аллави.
Официальные лица Саудовской Аравии неоднократно выступали также с предложением разместить в Ираке свои войска с целью защиты иракских суннитов.
Саудовская Аравия, оказывая поддержку бывшему агенту Центрального разведывательного управления США, светскому, и в тоже время шииту Аллави, пытается изолировать Ирак от давления Ирана. Естественно, в этом вопросе Саудовская Аравия действует не самостоятельно, а в согласованном с ее вечным союзником - США порядке.
Что касается главных причин того, что Саудовская Аравия не поддерживает аль-Хашими, то здесь следует отметить, хоть и небольшую, но все же склонность аль-Хашими в политике к Турции. Именно после встречи с министром иностранных дел Турции Ахметом Давутоглу в ходе его последнего визита в Ирак, Тариг аль-Хашими вышел из исламской партии и создал новую партию "HİZBUL TACDİD". Самым интересным оказалось также то, что близкие к Хашими многие политические деятели стали членами других партий страны. А это в итоге приведет к представительству Хашими во власти независимо от того, какая политическая партия победит на парламентских выборах.
Проиранские шииты, победившие на выборах после распада Ирака, столкнулись с серьезной внутренней раздробленностью на этих выборах. В отличие от предыдущих, на этих выборах США не будет поддерживать шиитов, потому что поддержка шиитов привела к тому, что Ирак оказался в орбите политического влияния Тегерана.
После парламентских выборов в самом трудном положении окажется курдская администрация на севере Ирака, и есть большая вероятность, что курды, занимающие непримиримую позицию в отношении Турции, в отличие от арабов, возьмут тенденцию не в сторону Саудовской Аравии или Ирана, самым идеальным вариантом для них будет устремиться в сторону Анкары. Естественно, Анкара, воспользовавшись этим сближением, захочет решить также проблему Курдской рабочей партии (КРП). А то, какую выгоду извлечет Анкара из этого дара судьбы, покажет время.
Несмотря на то, что многие официальные лица Багдада говорят о стабильности в стране, регулярной армии и приходящей в порядок экономики, Ирак находится на пути к новой, более серьезной и кровавой войне. А пережитые после оккупации события будут просто несравнимы с грядущей войной.
Парламентские выборы в Ираке дадут толчок началу близкой новой, более кровавой истории.