Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

«Мистраль»: Франко-русские мотивы

десантный вертолетоносец «Мистраль»
десантный вертолетоносец «Мистраль»
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Мистраль — сильный и холодный северо-западный ветер, дующий иногда на Средиземноморское побережье Франции. Надо заметить, ветер довольно противный: хочется или запахнуться плотней, или укрыться в каком-нибудь уютном закутке. Одним словом, уберечься.

«Литву удивляет эта сделка между Россией и Францией», - заявила в феврале министр обороны Раса Юкнявичене. И тут же пообещала, что поднимет вопрос правомочности такого шага в НАТО, дабы французы публично пояснили свою позицию. Речь идет о продаже России французских кораблей-вертолетоносцев. Обычная сделка. Удивляет запоздалая реакция госпожи Расы, ведь в Европе говорят об этом коммерческом проекте более полугода. Литва тоже активно участвует в дебатах. И вдруг – «Литву удивляет…».

Мистраль — сильный и холодный северо-западный ветер, дующий иногда на Средиземноморское побережье Франции. Надо заметить, ветер довольно противный: хочется или запахнуться плотней, или укрыться в каком-нибудь уютном закутке. Одним словом, уберечься.

Но речь не о нем, а об одном из достижений французского военного судостроения – о новейшем десантном корабле-вертолетоносце, названном именем агрессивного ветра. Пока у Франции на вооружении два гиганта этого класса: головной корабль серии собственно «Мистраль» ( Mistral, бортовой номер L9013) и его брат-близнец «Тонер» (Tonnerre, бортовой номер L9014). Построенные на верфях Бреста и Сен-Назера, колоссы не могут не удивлять. Полный тоннаж – 21 300 тонн, предельный – 32 200! Наибольшая длина по ватерлинии – более 200 метров, ширина по мидель-шпангоуту – 32 метра. То есть в полтора раза длинней футбольного поля и только на треть уже его. При этом изящный монстр способен развивать скорость в 19 узлов (крейсерская -18), тащить на себе помимо команды (20 офицеров, 140 унтер-офицеров и матросов) 450 морских пехотинцев, средства десантирования и авиационную группу из 16 тяжелых или 35 легких вертолетов. Именно авиационная составляющая делает корабль незаменимым в десантных береговых операциях и патрулировании побережья.

Отсюда и громадный интерес военных разных стран. Совсем не случайно в конце ноября 2009-го «Мистраль» оказался в Санкт-Петербурге, где с ним внимательно ознакомились представители судостроительной промышленности и российского военно-морского флота. Ни для кого уже полгода не секрет, что Россия рассчитывает в ближайшее время приобрести один корабль и построить еще три по лицензии на своих заводах. О намерении заключить сделку официально заявляли в свое время начальник генштаба ВС РФ генерал армии Николай Макаров и главнокомандующий ВМФ РФ адмирал Владимир Высоцкий. А министерство обороны Франции в лице официального представителя минобороны в Париже господина Жака де Лажюжа еще в начале сентября 2009-го официально подтвердило интерес российской стороны к приобретению вертолетоносца "Мистраль". Правда, о каких бы то ни было реальных сроках ни одна из сторон не обмолвилась, но сути дела этот факт не меняет. Не исключено, что конкретные переговоры о сделке между Россией и Францией на сумму, близкую к миллиарду евро, идут с конца ноября минувшего года, когда премьер-министр России Владимир Путин находился во Франции с рабочим визитом.
Допустим, Россия купила вожделенный вертолетоносец. Он в первую очередь предназначен для океанских флотов – в этой части рассуждений эстонский «аналитик» в области безопасности Ээрик-Нийлес Кросс совершенно прав. Но не оригинален. Именно это утверждает и главнокомандующий ВМФ России адмирал Высоцкий: «Мистрали» будут базироваться на Северном и Тихоокеанском флотах. По мысли командования ВМФ, «французы» должны заменить собой на Дальнем Востоке большие десантные корабли проекта 1171 «Николай Вилков» (в составе флота с 1974 года) и «Александр Николаев» (в составе флота с 1982 года). При этом первый БДК находится в ремонте, а второй 15 августа 2009 года включен в перечень плавсредств минобороны России, планируемых к реализации на аукционах. Итого, в 100-й бригаде десантных кораблей, базирующейся на ТОФ, в живых три единицы: БДК-11 «Пересвет», БДК-101 «Ослябя» и БДК-98.

Кто осмелится спорить, что в этой ситуации «Мистрали» постройки 2005 года на Дальнем Востоке окажутся лишними?

Чтобы не утомлять читателей деталями, скажем: на Краснознаменном Северном флоте ситуация аналогичная. И там вертолетоносцы лишними не окажутся.

Вернемся к нашим баранам и допустим, что «Мистраль» разместят на Балтийском море, как не сомневаются многочисленные «стратеги» от философии и парламентаризма.
Тогда вертолетоносец войдет в состав 12-й дивизии надводных кораблей, базирующейся в Балтийске. А конкретней – в 71-ю бригаду десантных кораблей, в которой станет флагманом. Заметим: сегодня в бригаде 7 кораблей, когда-то будет восемь.

«Когда-то» - это не описка. Одно дело – приобрести для флота боевую единицу. Другое – ввести ее в состав сил первой линии. Освоение вертолетоносца может растянуться на годы. Одной только технической документации придется перевести с французского языка на русский горы! Перед Второй мировой войной СССР купил у фашистской Италии лидер эсминцев «Ташкент», известный как «голубой крейсер». Два года черноморцы вводили его состав флота. Сколько займет ввод «Мистраля» - представить трудно, если только современной электроники по весу на вертолетоносце больше, чем оружия на «Ташкенте».

Маленькая деталь. На «Мистраль» нужно будет посадить авиагруппу. Где ее взять, если сегодня на весь Балтфлот приходится только 20 вертолетов? Конечно, ее сформируют, но для этого надо построить крылатые машины, обучить экипажи, технический персонал, отработать взлеты-посадки, тактику боевого применения и так далее. То есть опять громадные потери времени.

Да, в августе 2008 года корабли ЧФ РФ принимали участие в операции около побережья Абхазии. Были задействованы флагман ракетный крейсер «Москва», сторожевой корабль «Сметливый», большие десантные корабли «Цезарь Куников», «Саратов» и «Ямал». Плюс малые противолодочные корабли «Касимов», «Поворино» и «Суздалец». Плюс ракетный корабль на воздушной подушке «Самум», малый ракетный корабль «Мираж», малый разведывательный корабль «Экватор», морские тральщики «Вице-адмирал Жуков» и «Турбинист». Итого - 13 единиц, из которых восемь последних относятся к кораблям 4-го ранга и фактически являются катерами.

10 августа 2008 года группа российских кораблей в составе БДК «Цезарь Куников» (флагман) и «Саратов», МРК «Мираж» и МПК «Суздалец» приняла морской бой против четырех (по другим данным - пяти) грузинских катеров. «Мираж» потопил один катер ракетой противокорабельного комплекса «Малахит», а еще один повредил ракетой зенитного комплекса «Оса». Десантные корабли, хотя и вели огонь, ущерба противнику не нанесли.

Дело в том, что десантный корабль располагает очень скромным вооружением и фактически представляет из себя обычный гражданский паром для перевозки людей и техники. Даже суперсовременный «Мистраль» вооружен всего лишь двумя спаренными зенитно-ракетными комплексами «Синдбад» (2x2 ПУ ЗРК Simbad), двумя 30-мм артустановками «Маузер» (Breda-Mauser), 4-мя пулеметами «Браунинг» калибра 12,7-мм и совсем не имеет броневой защиты. Десантное средство без прикрытия – это удобная мишень, каким бы большим оно не было. Впрочем, рассуждать на эту тему можно бесконечно, поэтому давайте перейдем к некоторым выводам:

1. «Мировая общественность принялась горячо обсуждать…» Так круто многие постсоветские СМИ анонсируют материалы, посвященные сделке по купле-продаже «Мистраля». Извините, не верим: для мировой общественности это давно не сенсация, а обычная коммерческая сделка, поэтому лучше обойтись без псевдопсихозных состояний.

2. Обрушившись всей силой своей критики на Россию, которая намерена купить современный корабль, «певуны» боятся высказать какие бы то ни было претензии Франции – равноправному участнику предстоящей сделки, и даже не упоминают о ее общеевропейских и натовских обязательствах.

3. Франция в данном контексте - лишнее подтверждение тому, что ведущие страны ЕС озабочены главным образом своими собственными, а не общеевропейскими интересами. Подобные центробежные шаги, как и шаги других крупных государств-доноров, укрепляют позиции России и подталкивают ЕС к внутреннему расколу. Например, появилась информация, что голландцы готовы продать России корабли такого же класса, но дешевле. Директор голландской верфи «Damen Schelde» Хейн ван Амейден сообщил, что российские моряки буквально влюблены в их десантный вертолетоносец класса «Rotterdam». Кстати, корабль был представлен на Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге летом 2009 года.

4. Упомянутый нами француз А. Глюксман, автор «Путин, вперед!», в своих экзерсисах даже не упоминает, что Эстония, Латвия и Литва являются полноправными членами НАТО и, согласно пункту 5 Договора, должны быть коллективно защищаемы в случае агрессии. Видимо, несмотря на маоистское прошлое и проамериканское настоящее, он все же адекватно оценивает перспективу защиты этой "компании" со стороны НАТО.

5. Российская армия все чаще обзаводится иностранной военной техникой. Сначала военные решились приобрести в Европе самое современное стрелковое вооружение для спецназа, потом пошли сообщения о покупке нескольких комплектов современной экипировки бойца, далее минобороны купило в Израиле беспилотные авиационные комплексы. Таким образом, мы присутствуем при рождении реальной конкурентной среды на ранее абсолютно закрытом внутреннем российском рынке вооружений и военной техники.

6. Недостаточное финансирование российского флота в течение последнего десятилетия привело к обвальному сокращению корабельного состава. Восполнить пробелы должны закупки за рубежом. «Мистрали» идут на смену морально устаревшим большим десантным кораблям 1171 проекта, многим из которых более 30 лет. То есть налицо логичная ротация военной техники, принятая в любой современной армии.

7. Впрочем, есть другие мнения профессионалов. Так, многие полагают, что Россия, начиная импорт оружия, стремительно впадает в разряд стран третьего мира. Что миллиард и больше евро будут просто заморожены, хотя их уже сегодня можно пустить в дело. Что покупка «Мистралей» - плата за сдержанную позицию Франции при решении многих больных общеевропейских вопросов. Что… – ну и так далее.

Вместо эпилога

Из всего сказанного прекрасно видно, что проблеме, которая наконец-то удивила официальный Вильнюс, уже полгода повсеместно уделяется самое пристальное внимание. Складывается впечатление, что в министерстве охраны края газет не читают, ТВ не смотрят, с Интернетом не знакомы. Иначе как объяснить запоздалую реакцию министра обороны Расы Юкнявичене?

При этом госпожа министр знает, что в документах НАТО не существует никаких положений, запрещающих Франции совершить эту сделку. И никто не в состоянии запретить России расходовать свой бюджет, как заблагорассудится. То есть в данной ситуации умней было бы промолчать.

Зачем тогда вся эта запоздалая гневная волна?

Ответ прост: исключительно из соображений имиджа. Госпожа Раса в последние месяцы сильно проигрывает в популярности другим литовским женщинам-политикам. В первую очередь, коллеге по партии И. Дягутене, политический взлет которой совсем выбил Юкнявичене из седла. Вот и пытается таким образом отыграть потерянные очки, руководствуясь принципом «лучше поздно, чем никогда». При этом понимая: ничего изменить нельзя.

Впрочем, если «Мистраль» под бело-голубым Андреевским флагом действительно в будущем представит из себя опасность для нашей страны, налогоплательщики вправе уже сегодня спросить: Боже, кого ты поставил управлять обороной государства?