Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Янукович, или возвращение отчаянного

На Украине прошла инаугурация нового президента

© ReutersЦеремония оказания воинских почестей президенту Украины Виктору Якуновичу
Церемония оказания воинских почестей президенту Украины Виктору Якуновичу
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Польше придется выстраивать отношения с новым главой государства практически с чистого листа. Александр Квасьневский, которому во времена президентства Кучмы удалось хорошо узнать нынешних советников Януковича, знает, как строить отношения с новым главой Украины. В свою очередь бывший советник Януковича депутат российской Думы Сергей Марков, отвечает на вопрос, не разочаруется ли Москва в пророссийском настрое нового президента.

Инаугурация Виктора Януковича – это возвращение политика, которого после его поражения в оранжевой революции в 2004 году почти все списали со счетов. Еще в начале 2005 года казалось, что лидер Партии регионов вместе с олигархом Ринатом Ахметовым, финансирующим его политическую группировку, переедет в Монако.

Почему в Монако? Потому что там можно было бы избежать ответственности за "накручивание" результатов президентских выборов шестилетней давности. Янукович устоял, через неполные два года после поражения он уже занял пост премьера, а сейчас официально стал президентом.

Политики из его окружения не скрывают: Польше, считающей Киев стратегическим партнером на Востоке, придется выстраивать отношения с новым главой государства практически с чистого листа. Польские политики считают, что этому ничто не помешает, потому что прежний противник превратился в хорошего партнера. Александр Квасьневский (Aleksander Kwaśniewski), которому во времена президентства Леонида Кучмы удалось хорошо узнать нынешних советников Януковича по международным вопросам, говорит в своем интервью о том, как строить отношения с новым главой Украины. В свою очередь бывший в 2004 году советником Януковича депутат российской Думы Сергей Марков, которому Виктор Ющенко запретил въезд на Украину, отвечает на вопрос, не разочаруется ли Москва в пророссийском настрое нового президента, так же, как Запад разочаровался в прозападной ориентации "оранжевых".

Енджей Белецкий, Збигнев Парафьянович:
В течение последних пяти лет польские власти решительно поддерживали на Украине лагерь т.н "оранжевых", не уделяя особого внимания контактам с т.н. "бело-голубыми" Виктора Януковича. Во время оранжевой революции почти все представители политических элит считали его воплощением зла. Польские СМИ до сих пор называют Януковича преступником из Донецка. Однако он выиграл президентские выборы. Как строить отношения со стратегическим соседом в ситуации, когда его глава у нас на таком счету? Окружение Януковича наверняка знает, как к нему относятся в Польше.

Александр Квасьневский: С Виктором Януковичем можно договориться. Чтобы это стало возможным, польское правительство должен извлечь выводы из того, что произошло на Украине.  Во-первых, украинские выборы несмотря на утверждения Юлии Тимошенко были проведены без нарушений. Во-вторых, необходимо осознать, что президентство отдельного человека – это лишь эпизод в истории Украины, а нашей стратегической целью остается укрепление государственности нашего восточного соседа. В-третьих, в новой ситуации нам не стоит снижать активность действий по защите интересов Украины на Западе. Янукович уже заявил, что 1 марта со своим первым визитом он полетит в Брюссель. Это значимый, хотя пока лишь символический жест. Свой второй визит он совершит в Москву. Лех Качиньский (Lech Kaczyński) должен воспользоваться своим присутствием на инаугурации Януковича и пригласить его в Польшу. Возможно, это станет одним из его первых зарубежных визитов в качестве президента.

− Наши собеседники в Киеве убеждали нас, что люди из окружения Януковича, занимающиеся международными вопросами, такие как Анатолий Орел или Виктор Медведчук, находятся в хороших отношениях с Александром Квасьневским. В Польше этих людей, некогда входивших в команду Кучмы, считают воплощением пророссийского зла. Орла сейчас называют возможным кандидатом на пост главы МИД. Как вы оцениваете перспективы ведения ими заграничной политики?

 − Я знаю этих людей. Уже сейчас я могу сказать одно: если они будут заниматься международной политикой, из польско-украинских отношений исчезнет серьезная проблема: история и поощрение культа УПА. В этих вопросах мне ни с кем так хорошо не работалось, как с командой Кучмы. Я помню, как однажды во время праздничных мероприятий в Волыни чтобы избежать беспорядков Медведчук привез грузовиками людей из восточных и центральных регионов страны. В свою очередь Орел − человек прагматичный и умеренный. Прежнее окружение Кучмы умеет исполнять обязательства. В международной политике – это козырь, и мы должны его использовать.

− Вы знакомы с Януковичем. Какой он политик?

− Я помню его по периоду оранжевой революции. Это одновременно способный идти на компромиссы и очень дисциплинированный человек. За последние пять лет он многое обдумал. Он показал, что обладает необыкновенной душевной стойкостью. Немногие из политиков смогли бы оправиться от такого падения, как его поражение в 2004 году. Прежде всего, он должен протянуть руку оппозиции, не сажать Юлию Тимошенко в тюрьму, как ему подсказывают некоторые его советники, а понять, что его козырем может стать жесткий контроль над действиями правительства. Он также должен стабилизировать обстановку в стране, утвердить наконец бюджет, способствовать тому, чтобы Украина начала исполнять свои обязательства перед Западом.

− Найдет ли Польша общий язык с президентом Януковичем?


− Янукович − это, прежде всего, прагматик. Я бы посоветовал польским властям дать ему кредит доверия, хотя и не такой большой, как пять лет назад давали "оранжевым". Я считаю, что с Виктором Януковичем можно договориться не хуже, чем с Виктором Ющенко.

− Янукович уже успел заявить, что он не будет добиваться членства Украины в НАТО. Должна ли в связи с этим Польша отказаться от форсирования членства Украины в Альянсе? Не становится ли дальнейшая поддержка евроатлантических устремлений Киева абсурдом: Украина не хочет, а мы все стоим на своем.

− Действительно, членство Украины в НАТО становится наименее реалистичной целью. Необходимо время. Есть дела поважнее НАТО, сейчас мы должны в первую очередь поддерживать стабилизацию политической ситуации на Украине. Самой большой трагедией правления "оранжевых" было состояние перманентного политического кризиса, к которому они привели страну. Именно этот кризис в наибольшей мере отвернул Запад от Украины. У Януковича должна быть реальная власть, хотя бы дружественное ему правительство, чтобы впоследствии он мог отвечать за принятые решения.

− На Западе Януковича считают приверженцем пророссийской ориентации. Сколько в этом правды?


− Есть несколько моментов, которые позволят в ближайшие месяцы оценить, так ли это в действительности. Первый – это вопрос, решится ли Янукович на присоединение к общему экономическому пространству, которое хотят создать вместе с Украиной Россия, Казахстан и Белоруссия. Этот проект несовместим с европейской интеграцией. Если Янукович на него согласиться, это будет означать, что он ставит на прошлое, отказывается от модернизации Украины.

− Какие еще решения позволят оценить намерения Януковича в вопросе отношений с Россией?

− Отношение к российской идее т.н. архитектуры безопасности. Включение России в европейскую систему безопасности, разумеется, имеет смысл, но не так, чтобы это привело к ликвидации НАТО. Если Янукович присоединиться к российской идее "разбавления" НАТО, то польским властям будет очень сложно с ним сотрудничать.

− Каковы цели сосредоточенных вокруг Януковича олигархов? Что они предпочитают: курс на Запад или сотрудничество с Россией?

− Янукович связан с донецким кланом и олигархом Ринатом Ахметовым. Это люди, прошедшие долгий путь, они знают, что интеграция с ЕС в их интересах. Они также знают, что в их интересах и укрепление суверенитета Украины. Для них лучше быть первым, вторым или третьим украинским бизнесменом, чем 123, 344 или 526 российским.


Михал Потоцкий: В 2004 году вы были одним из ближайших советников Виктора Януковича, принимали участие в кампании на стороне "бело-голубых" во время оранжевой революции. Теперь Янукович стал президентом Украины. Вы воспринимаете это как личный успех?

Сергей Марков: Безусловно, да. Я даже не буду делать вид, что я сохранял нейтралитет. Я от всей души болел за Януковича и рад тому, что его победа была убедительной. Янукович вернул себе то, чего он был коварно и противозаконно лишен в 2004 году.

− Вы рады тому, что наконец сможете легально поехать в Киев? Ведь подведомственная уходящему президенту Виктору Ющенко Служба безопасности объявила вас персоной нон грата, да и сам Ющенко не питал к вам симпатии.

− Честно говоря, у меня никогда не было проблем с въездом на Украину.

− Оранжевая революция завершилась компрометацией Януковича, его унизительным поражением. В тот момент вы верили в то, что этот проигравший политик сможет подняться со дна и вновь включиться в борьбу за пост президента?

− Скажу честно, что вначале я не связывал с Януковичем больших надежд. Я полагал, что партийное наследство достанется Евгению Кушнареву, более решительному и сильному политику. Но в 2007 году он погиб при невыясненных обстоятельствах, возможно, был убит. С другой стороны, действия "оранжевой" власти оказались настолько чудаческими, что те, кто ее прежде поддерживал, вновь обратились в сторону Януковича. Я не верил в его политический "come back" до конца 2005 года, а потом, после неоднократных встреч с ним, я изменил свое мнение.

− Изменился ли за эти пять лет сам Янукович – как политик и как человек?

− Бесспорно, он стал более самостоятельным. Он прошел через настоящие испытания, убедившись на собственной шкуре, что значит западный цинизм, и это усилило его пророссийскую ориентацию. Западные политики его обманули и продали, у него отобрали победу на выборах, разогнали в 2007 году парламент, а Россия всегда протягивала ему руку помощи. 

− Он стал более пророссийским? Но ведь Янукович со своим первым визитом, судя по всему, отправится в Брюссель. Его ближайшие соратники говорили нам, что его пророссийская ориентация – всего лишь стереотип, который держится только потому, что в 2004 году Москва поддерживала его на выборах.

− Во время оранжевой революции это был действительно колоссальный стереотип, поскольку Янукович представлял экономические интересы Украины. Сейчас же Янукович стал гораздо более пророссийским, чем всем кажется.

− Вы не опасаетесь разочароваться в своей вере в его пророссийский  настрой? Большинство экспертов убеждено, что для России он станет очень непростым партнером по переговорам, особенно в экономических вопросах. Они ожидают, что Кремль разочаруется в нем так же, как Запад разочаровался в евроатлантических устремлениях Ющенко.

− Да, опасаюсь, но надеюсь, что до этого не дойдет. Я допускаю, что переговоры о сотрудничестве будут сложными, но, по крайней мере, они будут. При предателе народа и русофобе Ющенко их вообще не было.

− Вы постоянно противопоставляете Януковича и Ющенко, а между тем, перед вторым туром выборов они вовсю сотрудничали, будто бы оранжевой революции никогда и не было.


− Меня это совсем не удивляет. Янукович сотрудничал с Ющенко, потому что хотел победить, а Ющенко с Януковичем – потому что хотел выжить, их связала ненависть к Тимошенко и страх перед ней.


* Александр Квасьневский − президент Польши в 1995-2005 годах.
* Сергей Марков – депутат партии "Единая Россия", политолог, советник Виктора Януковича на выборах 2004 года.