По мнению председателя белорусского «Общественного совета по нравственности», выступление группы Rammstein в Минске может «нанести ущерб нравственности и человечности в нашей стране».
Многие, наверное, заметили, что в последнее время все беды и несчастья человеческой цивилизации стало модным объяснять одной единственной причиной – падением нравственности и отсутствием подлинной духовности в современном обществе. О чем бы ни шла речь: о мировом финансовом кризисе или экономических проблемах, о снижении уровня жизни, росте цен на услуги ЖКХ или неудачах в спорте, о деградации литературы, искусства, о телевидении, экологии или международных конфликтах – во всем виноватой оказывается нравственность. Вернее, ее падение или даже полное отсутствие. Констатация этого факта автоматически подразумевает острейшую необходимость в многочисленных «борцах с бездуховностью», способных вернуть дезориентированное население в рамки традиционных морально-нравственных норм, то есть в его как бы нормальное состояние. Более всех в этом деле преуспела Русская православная церковь, объявившая себя главным блюстителем нравственности на постсоветском пространстве, способным оградить народы наших стран от всепроникающей извне безнравственности. То есть, как говорили еще совсем недавно – от «тлетворного влияния» разлагающегося на глазах Запада. В реальности, правда, все это сильно напоминает мировоззренческую диктатуру, ничем не отличающуюся от идеологической диктатуры КПСС. При советской власти такую диктатуру поддерживали секретари райкомов, горкомов и обкомов КПСС, а теперь – священники РПЦ и воцерковленные ими государственные чиновники. Таким образом, мы наблюдаем в каком-то смысле принципиально новый процесс. Если исторически имело место огосударствление православной церкви, подчинение ее интересам светской власти, то теперь, напротив, происходит тотальное оцерковление государства, подчинение его интересам церкви, все более и более претендующей на патерналистскую роль в обществе. Не случайно в России «партией власти» даже подготовлен соответствующий документ – «Нравственная основа модернизации», согласно которому православие в ближайшем будущем должно стать по сути государственной идеологией, «объективная необходимость» которой в российском обществе, якобы, уже давно назрела...
Может быть не так очевидно, но что-то подобное происходит и в Беларуси. В качестве примера можно привести создание у нас в июле 2009 года по инициативе Белорусской православной церкви, совместно с «официальным» Союзом писателей Беларуси и, естественно, с одобрения президента так называемого «Общественного совета по нравственности», в состав которого вошли руководители «традиционных конфессий», существующих в республике, а также несколько десятков общественных деятелей: писателей, ученых, артистов, спортсменов и т.д. Чтобы подчеркнуть «светскость» этой общественной организации, ее председателем был избран глава Союза писателей Беларуси, небезызвестный генерал Николай Чергинец. Все эти люди и были призваны «духовно оздоровить» белорусскую нацию, «вынося суждения, касающиеся произведений литературы и искусства, деятельности СМИ, отдельных публикаций, теле - и радиопередач, Интернет-информации и иных материалов, событий и общественных явлений». С той поры в нашей стране появился орган, который денно и нощно стал следить за «нравственным здоровьем» ничего не подозревающих белорусов, причем, надо полагать, до последнего времени делал он это тайно, публично не подавая ни малейших признаков жизни... Не могу сказать по какой причине, но резкая активизация деятельности белорусского «Общественного совета по нравственности» наступила лишь сейчас – в феврале 2010 года, а поводом для такого возбуждения стало запланированное на 7 марта выступление в Минске известной рок-группы Rammstein. Воспользовавшись моментом, «Совет по нравственности» в категорической форме выступил против гастролей немецких музыкантов в белорусской столице, в лучших традициях советской пропаганды накатав большое «разоблачительное» письмо, которое было опубликовано на одном из сайтов Белорусского Экзархата sobor.by.
Начинается это письмо очень грозно: «В жизни каждой страны наступают времена (системщики называют их «точки бифуркации»), когда от внешне небольших изменений, почти рядовых событий происходит качественный сдвиг ситуации. Такое время сейчас наступило и в жизни Беларуси». А дальше еще страшнее: «Сегодня, в крайне неблагоприятных внешних условиях резко обостряются угрозы независимости белорусского государства и самобытности белорусского общества. Одним из важных аспектов этой ситуации является такое, на первый взгляд, малозначительное событие, как запланированный в Минск-Арене концерт группы «Рамштайн»... Пропаганда гомосексуализма, мазохизма и других извращений, жестокости, насилия, матерщина – все это неразрывно связано с песнями «Рамштайн». На концертах группы зачастую вживую демонстрируются акты совокупления между мужчинами, семяизвержения и прочее... Но этим группа «Рамштайн» не ограничивается. Еще одной ее отличительной чертой является подражание национал-социалистам буквально во всем. Группа сделала нацистскую эстетику основой своего образа... И в этой связи возникает вопрос: что все-таки эта группа будет делать в Беларуси? Для себя, может быть, они будут делать обычный концерт. Но что это все будет значить в Беларуси, чья государственность построена на антинацизме и идее Великой Победы, чье общество основано на христианском и светском принципе уважения к уникальной личности каждого человека как высшей ценности? Что будут делать эти немецкие ребята, выступая на Минск-Арене, которая является одним из новых символов современной Беларуси и которой гордится вся страна? И как это все соотносится со спецификой исторического момента: 65-летие Великой Победы, Великий Пост и, наконец, праздник 8 марта? Ответ один: они будут крошить и уничтожать еще очень хрупкое белорусское самосознание, топтать память о Победе и ее героях и, в конце концов, разрушать белорусскую государственность. Именно так: белорусскую идентичность и ядро белорусской государственности 7 марта собираются взломать при помощи тарана («rammstein» в переводе с немецкого означает «каменный таран»). И если этот взлом удастся, то уже очень скоро станет понятно, что вытягивать страну из кризиса и трудиться на благо ее будущего, поступившись своими интересами и страстями, уже просто некому. Решение везти в Минск «Рамштайн» – это ошибка, которая может нам дорого обойтись».
Масла в огонь попытался подлить и сам председатель «Совета по нравственности» Н.Чергинец. В интервью БелаПАН он, в частности, сказал: «Тяжелый рок – это Бог с ним... Но когда эта группа прославляет мазохизм, гомосексуализм, насилие, издевательство над людьми, ... если певец держит в руках изображение девочки, большую куклу, у которой стекает по телу кровь, это невольно напоминает слова террористов в Беслане, захвативших школу, которые, отвечая на вопрос журналистов – что их толкает на такую жестокость? – сказали: «Раммштайн. Нам он очень подходит, мы его слушаем и воодушевляемся». И это действительно так...» По мнению Чергинца, выступление группы Rammstein в Минске может «нанести ущерб нравственности и человечности в нашей стране», поскольку на ее концерты ходят молодые люди с неустойчивой психикой. «Надо разбираться с этой группой. Если нельзя запретить, то надо просмотреть накануне этот концерт, надо потребовать от гостей, чтобы они не устраивали таких издевательств над психикой нашей молодежи», - заявил он. Уж и не знаю, устоит ли белорусская государственность после такого сокрушительного удара немецкого «каменного тарана» и останутся ли после этого желающие «вытягивать страну из крисиса», но письмо «Совета по нравственности» и личные заявления Чергинца на белорусское руководство сильного впечатления не произвели. Наверное, потому, что организатор концерта Rammstein - Дворец Республики является структурным подразделением Управления делами президента, и всякие там «советы» с «минкультами» ему ни по чем. Короче, выступление легенды немецкого рока в Минске обязательно состоится и вряд ли все желающие смогут вместиться в 15-тысячную Минск-Арену, даже несмотря на то, что после поднятой шумихи цена на билеты резко рванули вверх...
Но все же, сможет ли единственный концерт Rammstein'а «качественно сдвинуть ситуацию» в нашей стране, чего так боятся члены белорусского «Общественного совета по нравственности»? По-моему, это даже не смешно ... Конечно, новый альбом «Liebe ist für alle da» (Любовь для каждого), с которым немецкая рок-группа отправилась в мировое турне (в частности, кроме Минска концерты состоятся в Киеве, С.-Петербурге, Москве, Риге и Вильнюсе) мало похож на произведения композитора А.Пахмутовой на стихи Н.Добронравова, и в этом его главное достоинство. Но все же значение творчества Тилля Линдемана, Рихарда Круспе и других «камерадов» из Восточного Берлина при всей их запредельной эпатажности я бы не стал преувеличивать. Коллектив этот по-своему безусловно выдающийся, но и не более того. Лично я себя к поклонникам Rammstein'а не отношу, да и вообще все эти «металлы» и «индарстриэлы», особенно в немецком исполнении - музыка не для меня, но при этом большой беды в ней я тоже не вижу. Считаю однако, что на подобные концерты должны быть жесткие возрастные ограничения, а в остальном: хочешь – плати деньги, иди и смотри, не хочешь – сиди дома и слушай «Беловежскую пущу»... Никакой пропаганды нацизма или фашизма у «раммштайновцев», конечно же, нет, музыка у них довольно простая и туповатая, а кого интересует содержание текстов композиций (той же дурацкой «Pussy», или вполне глубокомысленной «Halt»), то их без труда можно найти в Интернете и даже выучить наизусть. Так что запрещать концерты Rammstein только на том основании, что их поведение на сцене не нравится нашим выжившим из ума блюстителям нравственности по меньшей мере глупо. И даже не потому, что запретный плод всегда сладок, просто к нашей с вами нравственности все это не имеет ни малейшего отношения. Достаточно открыть любой справочник, чтобы убедиться: нравственность – это нечто совсем другое. Если точнее – это внутренняя установка человека действовать согласно своей совести и своей воле. Из чего следует однозначный вывод: запрещать тот же Rammstein, значит утверждать, что у нас, граждан Беларуси, нет ни того, ни другого - ни совести, ни воли. Похоже, «Совет по нравственности» при БПЦ имел в виду именно это, упоминая в своем «разоблачительном» письме «хрупкое белорусское самосознание», которое заезжие немецкие рокеры будут «ломать и крушить» своим «каменным тараном».
Удивляться тут особенно нечему, но хорошо бы разобраться в самих понятиях, которыми оперируют наши «борцы за нравственность», интерпретируя их по своему усмотрению. Например, они часто смешивают нравственность с общественной моралью, что на самом деле далеко не одно и то же. Как правило, когда у нас говорят о нравственности, то имеют в виду именно мораль, сущность которой состоит в оценке человеческого поведения, в предписании или запрещении каких-либо конкретных действий и поступков. И это не случайно, потому как мораль всегда имеет социально-общественный характер; она определяется социальными причинами, а потому всегда частична и относится к определенной группе (социальной, национальной, религиозной и пр.) То есть, мораль - это внешние ограничения, накладываемые обществом. Нравственность - ограничения внутренние. Поэтому власть или общество могут только создать некую внешнюю «моральную» среду. Однако проблема в том, что у нас не существует единой морали - для каждого социального слоя она своя. То, что считается добродетелью и нормой для одной социальной группы, не считается таковым для других. Так возникает двойная мораль. И пока она существует, никакие призывы, порицания или кампании изменить ситуацию не в состоянии. В отличие от морали нравственность всегда имеет всеобщий, универсальный и безусловный характер. Она не может быть выражена в конечных и конкретных нормах и формах поведения. Нравственное отношение основано на таком восприятии другого, в котором он выступает не как обстоятельство жизни субъекта, но как самоценная и самодостаточная личность. Поэтому пособность увидеть и услышать именно другого человека, а не себя в нем, и является основой нравственного поведения и отношения к ближнему. Единственной и абсолютной нравственной нормой является любовь к другому человеку и отношение к нему как к самому себе: «возлюби ближнего как себя самого», «не делай другому того, чего не желаешь себе», а отсюда - недопущение насилия, презрения, ущемления другого, каким бы он ни был и что бы он ни делал. Так, например, любящие родители всегда стремятся помочь своему ребенку и поддержать его, независимо от его достоинств или конкретных поступков, иногда даже вопреки своим собственным интересам. Из этих соображений можно заключить, что моральное и нравственное поведение имеет разные психологические основания. Нравственное поведение направлено на другого человека и выражает особое отношение к нему как к самостоятельной и уникальной личности. Такое поведение бескорыстно (человек не ждет ничего взамен) и универсально (не зависит от конкретной ситуации). В отличие от этого моральное поведение побуждается стремлением соответствовать некоторому образцу и направлено на самоутверждение, подкрепление своей моральной самооценки (человек хочет быть хорошим и положительно оцененным). В этом случае другой выступает как средство утверждения моих достоинств или как предмет моей оценки, в зависимости от того, что он для меня сделал или не сделал.
Выдающийся, и, кстати, православный психолог и философ А. Сурожский писал о нравственности: «То, что другой человек нам симпатичен или не симпатичен, не исчерпывает его сущности... Но чтобы видеть человека безотносительно ко мне самому, нужно отрешиться от себя и своих суждений, и тогда можно видеть вглубь и слышать другого... Видеть и слышать другого – значит приобщиться, принять в себя, пережить общность с ним. Любить – значит перестать видеть в самом себе центр и цель своего существования... Тогда уже нет самоутверждения и самооправдания, а есть устремленность к тому, чтобы он был во всей полноте своего бытия». Вот и напрашивается целый ряд вопросов: Видим ли и слышим ли мы друг друга? Готовы ли мы признать чью-то сущность, если она нам не симпатична? В состоянии ли мы отказаться от представлений о себе, как о центре Вселенной и венце мироздания? К сожалению, ничего подобного у нас нет и в помине. И дело здесь не в Rammstein'е, о котором на следующий день никто и не вспомнит, а в самом факте существования этого бредового «Совета по нравственности» во главе с РПЦ. Вместо того, чтобы попытаться понять других, обратиться лицом к современности, конструируя то нравственное пространство, которое соответствовало бы требованиям постиндустриальной эпохи, церковные или околоцерковные моралисты всеми силами стремятся монополизировать высшие нравственные ценности. Начинается все с утверждения: не православный – значит бездуховный, безнравственный, а закончиться может откровенной клерикальной цензурой, когда престарелые религиозные фанатики и ловкие приспособленцы будут определять, что нам смотреть, что читать, какую музыку слушать, как жить и т.д.
Российский писатель Александр Никонов в своей известной книге «Апгрейд обезьяны. Большая история маленькой сингулярности», когда-то очень интересно высказался по этому поводу. Его словами мне бы и хотелось закончить эту статью, цитирую: «Сегодня мы живем, в основном, в мире морали. Но если человечество хочет жить дальше, оно должно начать жить в мире нравственности. А нравственность не может существовать в затхлой атмосфере моральных императивов. Как сказал кто-то из гениев, совесть может жить только в сосуде, свободном от страха. А мораль (также, впрочем, как богобоязненность) - это страх, это палка, это опасение общественного остракизма (кары господней). Невозможно быть нравственным из-под палки. Поэтому ради торжества нравственности традиция должна быть уничтожена. ... Живи, как знаешь, и не суйся в чужую жизнь, если не просят - вот главное правило морали завтрашнего дня. Его можно еще сформулировать так: «Нельзя решать за других. Решай за себя» ... Не суйтесь в чужую личную жизнь, господа, даже если она вам активно не нравится. И не делайте другим того, чего не желаете себе. А если вы вдруг захотите сделать что-то такое, что по вашему мнению, улучшит жизнь человека, сначала узнайте у него, совпадают ли ваши мнения о жизни и ее улучшениях».