Находясь в Киеве на церемонии инаугурации нового президента Украины Виктора Януковича, президент обменялся мнениями с министром иностранных дел Турции Ахмедом Давутоглу.
Этот факт некоторые наши комментаторы расценили как встречу между сторонами. Но пресс-служба главы государства разъяснила, что встречи в официальном смысле слова не было. Давутоглу сам подошел к президенту и затеял беседу.
Турецкий министр, как можно понять, остался доволен своей инициативой. Во всяком случае сказал, что “такое общение очень полезно”, поскольку, по его словам, стороны “открыто и всесторонне обсудили процесс нормализации армяно-турецких отношений и процесс решения нагорно-карабахского конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ.. Такое общение имеет очень большую пользу, так как при этом устраняется взаимное недопонимание, легче осознаются взаимные трудности, рассматриваются моменты, в которых мы можем помочь друг другу. Очень важно, чтобы мы понимали друг друга. Я получил возможность довести до сведения уважаемого Саргсяна беспокойство и мнение Турции, а также нашу позицию по будущему нашего региона. Турция мечтает о Кавказе, где нет границ, оккупаций, взаимных стереотипов и царят мир, благоденствие и стабильность”. Все это, конечно, выглядит очень дипломатично и даже вполне конструктивно и доброжелательно. Да вот только по реакции президента Саргсяна вполне можно заключить, что турецкий министр в очередной раз исполнил приевшуюся песню. Лейтмотивом, конечно же, являлась “невозможность” ратификации протоколов без прямой увязки этого шага с карабахским урегулированием. В ответ на это президент сказал, что “страна, которая мечтает о регионе без границ, должна начать с себя и ликвидировать блокаду Армении, что даст возможность открыть коммуникационное сообщение в регионе”. Он дал понять, что понимает аргументацию собеседника, который явно жаловался на трудности, чинимые парламентариями.
И в этой связи выдвинул довольно неожиданное предложение, сказав, что “если давление азербайджанской стороны не позволяет парламенту Турции ратифицировать армяно-турецкие протоколы, то ничего не препятствует исполнительной власти Турции, даже до ратификации этих документов, открыть закрытые ею же границы”. И это вполне логично. Действительно, в 1992-1993 годах граница была открыта, через нее шли поезда и автомобили, а ведь никаких протоколов и в помине не было. А когда турецкая сторона ее закрыла — так ведь не парламент это решил, а правительство. И не совсем корректно теперь связывать возникшие трудности исключительно с позицией законодательного органа. Надо проявить политическую волю, к чему и призвал Серж Саргсян своего собеседника. В противном случае если в ближайшее время процесс не будет доведен до логического завершения, Ереван свою подпись под протоколами отзовет. Тем более исключено турецкое посредничество в Карабахе. По этому пункту Серж Саргсян также высказался совершенно однозначно. Страна, занимающая одностороннюю позицию, оказывающая Азербайджану военно-техническую помощь и постоянно практикующая односторонние проазербайджанские заявления и высказывания, посредником не может быть по определению.
Возможно, все это будут трактовать как ужесточение позиции нашей страны, но на деле речь идет о призыве выполнять взятые на себя обязательства, и не более того. Ведь выдвигаемые Турцией подходы, жалобы на решение Конституционного суда Армении, на продолжение “оккупации Карабаха”, ее попытка под шумок втереться в число посредников в карабахском урегулировании не находят понимания и отклика в международном сообществе. Ситуация выглядит таким образом, что Армения предстает в облике серьезного партнера, выполняющего свою часть обязательств без всяких предусловий, а Турция — как сторона, пытающаяся привязать важный процесс к сиюминутной конъюнктуре. Это, в частности, еще раз подтвердилось во время встречи президента с заместителем государственного секретаря США Филиппом Гордоном. Собеседники обсуждали именно ход армяно-турецкого диалога. И высокопоставленный американский дипломат в очередной (который уже раз!) подтвердил позицию Вашингтона, который и впредь “готов содействовать нормализации армяно-турецких отношений”. Важно, что при этом мистер Гордон высоко оценил конструктивный подход Еревана на всех этапах процесса переговоров с Турцией. Цитируя дипломата, источники сообщают, что “он подчеркнул: ратификация армяно-турецких протоколов в парламентах двух стран, без связывания с другими вопросами, станет важным шагом на пути к установлению двусторонних отношений”.
В этой связи любопытно выглядит заявление руководителя организации “Европейские друзья Армении” Майкла Кембека. По его утверждению, уже в скором времени новоназначенная министр иностранных дел Евросоюза баронесса Кэтрин Эштон “публично обратится к вопросу армяно-турецкого процесса”. Кембек уверяет, что при этом леди Эштон “выразит благодарность армянской стороне за меры в деле ратификации протоколов, призвав одновременно Анкару последовать примеру Еревана”. При этом он заметил, что “Турции необходимо помнить — весь мир следит за этим процессом. Евросоюз уже достаточно утомлен тем, что Турция подписывает международные договоры, но никогда не ратифицирует или не выполняет их, как это было в случае с Кипром”. Намек более чем прозрачный. Давление на Анкару возрастает с каждым днем. И чем дальше, тем невыгодней будет для Анкары продолжать “утомлять” Европу да и Америку с Россией своими капризами. Ведь, как заметил Кембек, “Евросоюз, США и Россия достигли между собой консенсуса и выступают в защиту безоговорочной и своевременной ратификации протоколов”.