В 1991 году общество Эстонии разделили на две части, на эстонцев и русских. Отсюда начался отсчет сегодняшнего положения. В Эстонии есть гражданское общество, живущее по европейским законам и есть большое количество людей, которые из этого общества отторгнуты. Этими отверженными являемся мы, русские.
Правовое поле Эстонии построено на принципах европейского гражданского общества. Это значит, что все члены общества имеют равные возможности для участия в процессах жизни общества. Это, в том числе, и рабочие места в органах государственного управления (министерствах, ведомствах и т.п.), в органах местного самоуправления, участие в работе третьего сектора, лоббирование бизнесменами своих экономических интересов через депутатов Риигикогу и еще многое другое. Все вместе это и есть гражданское общество, где действуют горизонтальные связи между всеми его членами. Эстонцы сегодня являются органической частью этого гражданского общества и максимально используют его возможности.
Чего нельзя сказать о русских. Русская община вырвана из гражданского общества и существуют сама по себе, практически никак не участвуя в его жизни. В итоге русская община катастрофически маргинализируется и превращается в социальное сообщество на всех и вся обиженных лиц.
Одним их признаков маргинализации русской общины служит и отсутствие своих партий. Как выглядит процесс формирования партии? Сначала в гражданском обществе происходят процессы самоорганизация, формируются различные группы людей с различными интересами. Затем происходит объединение в партии и из них выдвигаются харизматические партийные лидеры. Для того, чтобы у русских была такая партия, для начала нужно, чтобы у русских было гражданское общество. А если его нет, то не будет ни партии, ни лидеров. Будут одиночки, зарабатывающие популярность на протестных акциях.
В условиях затяжного кризиса возможен и другой вариант, когда люди, ожесточенные своим бедственным положением, превращаются в толпу, и ими начинает управлять маленькая группа людей. Так возникают диктатуры и диктаторы. Люди теряют свои права и принципы демократии отменяются. Чем это заканчивается, мы знаем из истории.
Так уж сложилась исторически, что у русского менталитета есть тенденция к нигилизму.
Суть западного менталитета: закон и личность превыше всего, а если права личности нарушаются, то человек обращается в суд и защищает свои права там. Государство начинает защищать человека тогда, когда он просит защиты. Если же не просит, значит у него все в порядке. А русский менталитет другой. Если что-то происходит, то русский говорит: «Куда смотрит правительство? Куда смотрят контролирующие органы? Где этот «начальник» или этот президент, который должен навести порядок?» И ждет их реакции. Этот менталитет основан на нигилизме: считается, что законы в общем-то не действуют, что действия чиновника выше законов, и если надо чего-то добиться, то надо умаслить чиновника.
Это связано и с использованием проекта интеграции русских. Но мне кажется, что государство нас уже почти проинтегрировало. Это показали выборы в Таллине. Люди пришли и проголосовали за одну партию и фактически за одного лидера. Какими способами их в этом убедили? Вывесили плакаты про «No pasaran» и фигу. А ведь у самоуправления есть конкретные социальные функции: образование, ремонт дорог, детских садов, социальная помощь и т.д. Причем тут «No pasaran», фига или Ансип? И то, что все люди скопом идут голосовать под этими лозунгами, говорит о том, что русские проинтегрированы в маргиналов. Для нас уже уготована модель общины маргинального гетто, которую систематически обрабатывают методами манипулирования общественным сознанием.
Если же мы хотим, чтобы с нами стали считаться, надо выходить из позы обиженного нигилиста и становится полноправным членами гражданского общества. Сегодня есть множество людей и особенно среди молодежи, которые хотят этого, но которым это делать не дают. Надо менять вектор своего движения. Ставя и решая конкретные правовые и социальные задачи, можно начать выходить из этого тупикового направления, направляя силы на реализацию возможностей, становясь членом гражданского общества.
Русской общине нужны не пикеты и акции протеста, не крики о дискриминации, не требования снять кого-то, а ежедневная работа по консолидации единомышленников и активных членов общества, которые хотят себя реализовать, которых не устраивает сегодняшнее положение дел и которые понимают, что выйти из него мы можем только все вместе, помогая друг другу.
Такой путь может дать русской общине возможность выйти из тупика и стать равноправной и равновеликой частью эстонского общества.
Олег Гогин - бывший председатель городского собрания Локса. Осенью 2009 года вместе с бывшим депутатом Рийгикогу и Таллиннского горсобрания Сергеем Ивановым он учредил организацию «Единая Эстония», которая планирует бороться за создание в Эстонии русского гражданского общества и продвижение различных гражданских инициатив, например, за снижение судебных пошлин.