Дмитрий Медведев в своем выступлении отметил, что сегодня Франция относится к приоритетным деловым партнерам России: с 2003 по 2008 год товарооборот между двумя государствами вырос в 5 раз, и даже в кризисный 2009 год французские фирмы инвестировали в Россию 10 миллиардов долларов. Но самое главное, по мнению российского президента, - это не просто приобретение друг у друга товаров и услуг, а взаимная капитализация российских и французских предприятий. Есть во французско-российских отношениях и другие, как сказал Дмитрий Медведев, славные страницы.
Дмитрий МЕДВЕДЕВ: В этом году исполняется 35 лет двустороннему газовому сотрудничеству. Не могу об этом не сказать как бывший председатель совета директоров «Газпрома». Я нёс эту ношу восемь лет. Могу вам сказать, что это была достаточно серьёзная работа. И сейчас нами проделан огромный путь от простых поставок газа, а сейчас это порядка 10 миллиардов кубических метров, до совместных проектов в Евросоюзе и на рынках третьих стран. Мне доставляет большое удовольствие сказать, что мы совместно двигаемся по крупным проектам. Назову лишь два из них, вам хорошо известные, это «Северный поток» и «Южный поток». И вчера как раз тоже был подписан один из документов на эту тему. Мне думается, что это очень хороший вклад, как раз в текущей ситуации, в реализацию бизнес-планов, которые существуют между нашими странами.
Подписаны и другие документы: это контракты, это договоры между нашими и французскими банками, соглашения об энергетических контрактах, об энергетическом обмене между «ИНТЕР РАО ЕЭС» и «Электрисите де Франс». Существует и целый набор других документов, который был подписан в ходе этого визита. И мне думается, что это очень хороший пример. Мы действительно ждём всех присутствующих, если будет на то желание, в Санкт-Петербурге. У нас обычно проходит в июне большой форум в Санкт-Петербурге – это хорошее событие.
Дмитрий МЕДВЕДЕВ: Надеюсь, что к тому времени мы подготовим ещё одну инициативу, о которой говорили в последнее время, я вчера обсуждал её с Президентом Саркози. Речь идёт об инициативе «Партнёрство для модернизации России». Что это такое? Это то, что было предложено мною во время саммита Россия–Евросоюз в Стокгольме, и то, что, надеюсь, даст возможность российской экономике быстрее адаптироваться к современной жизни. Вы знаете, одной из целей нашего развития в настоящий момент мною провозглашена модернизация нашей экономики, потому что перспективы дальнейшего экономического роста за счёт сырьевого сектора, на мой взгляд, если не исчерпаны, то, во всяком случае, являются для нас уже не столь актуальными.
Дмитрий МЕДВЕДЕВ: У нас неплохие события происходят в целом в экономике, несмотря на то что результаты пока ещё, может быть, не очень впечатляющие и в России, и во Франции, но, тем не менее, некое спокойствие всё-таки приходит. Мы, правда, когда сейчас разговаривали, исходили из того, что это только такое хрупкое спокойствие, которое, наверное, ещё требует более серьёзного закрепления. Вчера мы с Президентом Саркози договорились о том, что будем более активно работать в рамках «двадцатки», с тем чтобы международная финансовая архитектура всё-таки менялась, а не была законсервирована в формате тех бреттон-вудских соглашений, которым уже очень много лет и которые, строго говоря, сегодня никого уже не устраивают, но которые всё-таки пока многие страны опасаются трогать. Считаю, что в этом плане мы должны быть более активны, более наступательны, но это, наверное, предмет разговора немножко в другом месте, во всяком случае, на «двадцатке» мы будем об этом говорить обязательно.
Министр экономики Франции Кристин Лагард заявила, что визит российского президента будет способствовать укреплению связей между Францией и Россией, а председатель MEDEF Лоранс Паризо напомнила, что в России действует более 500 французских предприятий. На сегодняшней встрече выступили и руководители французских фирм, некоторые из которых сетовали на то, что добиться объективного рассмотрения споров между предприятиями в российских судах не так уж просто. Дмитрий Медведев согласился с тем, что, несмотря на весь прогресс, Россия еще не создала развитую правовую и судебную систему.
Дмитрий МЕДВЕДЕВ: Знаете, я сам хотел «на закуску» эту тему затронуть, но Вы мне помогли. Действительно, как бывший практикующий юрист, как человек, который занимался правом практически всю жизнь и который сейчас занимается правом, но уже не в смысле изучения и применения права, я сейчас его создаю (это тоже, знаете, довольно ответственная задача и интересная), не могу с Вами не согласиться. Наша страна, несмотря на огромные преимущества, которыми обладает наша экономика, и гигантский потенциал, пока ещё не создала развитую правовую и судебную систему. Это правда, здесь нечего приукрашивать ситуацию.
За последнее время я предложил, по сути, поменять отношение к праву не только в среде бизнеса, который на самом деле уже довольно давно пришёл к мысли, что без использования качественного законодательства и современного эффективного суда он не сможет разрешать свои проблемы. Самое главное – поменять отношение к праву в головах людей. Я об этом неоднократно говорил в нашей стране, скажу и в этой уважаемой аудитории: основная наша проблема заключается в том, что мы хронически не уважаем закон. И для того чтобы выйти из этой ситуации, мы должны поменять отношение к закону в глазах и в головах огромного количества людей. Это и представители бизнеса, представители общественных организаций и просто обычные люди, и, наконец, политики, представители правоохранительных органов и даже судьи.
Что для этого нужно сделать? Для этого нужно создать качественную правовую основу, за последние годы, я считаю, у нас было подготовлено и принято неплохое законодательство, и создать нормальные условия для труда юристов, для труда работников правоохранительных структур и судей. Для того чтобы они не оглядывались по сторонам, для того чтобы они не находились под прессом властных структур или под нажимом бизнес-структур. Это довольно сложно, потому что в 90-е годы наша система пришла в движение, и, к сожалению, последствия этого движения мы ощущаем до сих пор, но это возможно. Полагаю, что само законодательство тоже не может быть абсолютно консервативным, в том числе и законодательство, направленное на защиту самих представителей бизнеса.
Дмитрий МЕДВЕДЕВ: Уезжая во Францию, я внёс в Государственную Думу достаточно серьёзный законопроект, касающийся смягчения уголовной ответственности для бизнеса. Почему я считаю важным это сделать именно сейчас? Потому что наше уголовное и уголовно-процессуальное законодательство – это тоже часть правовой системы, и в некоторых случаях этим законодательством, к сожалению, манипулируют.
Мы должны находиться в таком мейнстриме современных подходов к законодательству. В этом плане нам достаточно просто работать с европейскими странами и с Францией. У нас очень близкая правовая система, и кодекс Наполеона когда-то был, по сути, основой для создания гражданского законодательства Российской империи, а впоследствии кодификации гражданского права в нашей стране. Поэтому мы и дальше будем продолжать совершенствовать законодательство, мы и дальше будем продолжать совершенствовать правовое положение судей, их статус. Ведь для того чтобы судьи качественно применяли закон, они должны себя чувствовать защищёнными, они должны чувствовать себя независимыми.