После национальной катастрофы в Ванкувере российское руководство прилагает титанические усилия, стремясь обеспечить успех на Играх 2014 в Сочи. Но почему предстоящее событие в Сочи столь важно для правящей элиты, и поможет ли это российским спортсменам привлечь удачу на свою сторону в выступлениях на нашей территории?
Бескомпромиссный анализ ситуации, сложившейся в национальном спорте, начавшийся сразу после завершения зимней Олимпиады в Ванкувере, был продолжен в понедельник. Президент Дмитрий Медведев потребовал, чтобы лица, ответственные за подготовку выступлений в Ванкувере, «понесли ответственность», и подали заявления об увольнении. «Если у них не получится, мы им поможем», — добавил он с угрожающими интонациями своего предшественника, нынешнего премьер-министра Владимира Путина.
Сам Путин высказался более сдержанно, призывая всего лишь к «серьезному анализу» с целью «изменения ситуации и создания условий для (успешных) выступлений на Олимпийских играх 2014 года в Сочи». Это дало возможность «Независимой Газете» намекнуть, что Медведев просто пользуется случаем, чтобы убрать с ключевых постов назначенцев Путина: газета, как основная масса российской прессы, всегда готова углубиться в рассуждения на темы, связанные с правящим «тандемом».
Проект Сочи 2014 получает активную поддержку на самом высоком правительственном уровне. Это началось еще в 2007 году, когда Владимир Путин отправился в Гватемалу, чтобы личным присутствием поддержать заявку страны. Тогда комментаторы расценили его речь, произнесенную на удивление (почти) правильном английском языке, хотя и с сильным акцентом, как ключевой фактор, определивший победу в споре с Пхеньяном. С самого начала проект привлек миллиарды долларов государственных средств: в Гватемале в 2007 году Путин говорил о 12 миллиардах долларов, которые к сентябрю прошлого года, по сообщению «Деловых Ведомостей», раздулись до 33 миллиардов. Самые высокопоставленные чиновники уделяют проекту неусыпное внимание. С другой стороны, как утверждают критики, проект развязал руки для пренебрежения правами местного населения, законами в области охраны окружающей среды и ограничения свободы журналистов.
Чем обусловлен весь этот ажиотаж вокруг спортивного события? «Спросите Путина, — говорит Борис Макаренко из Центра политических технологий, — он, кажется, думает, что это важно, но я понятия не имею, почему». Алексей Панин из Центра политической информации рискнул предположить, что в этом вопросе в значительной мере задействован личный престиж. «Когда в начале 2007 года Россия получила право на проведение Игр, это было приравнено к личной победе Путина, — напоминает он. — Теперь, при правящем тандеме, вопрос касается уже обоих, его и Медведева; но в основном это все же путинский проект».
Сторонники проведения игр 2014 в Сочи редко упоминают о честолюбивых помыслах премьер-министра. Их увлекает мысль, что нынешние капиталовложения превратят Сочи в роскошный и престижный курорт, а сооружения для Игр, построенные в соответствии с достижениями новейших технологий, в последующие годы станут площадкой для подготовки будущих спортсменов. Да, конечно, тут задействован и личный престиж руководства страны. В зависимости от того, с кем вы говорите, это обстоятельство выглядит как удачное стечение обстоятельств либо как по преимуществу пустое бахвальство. «В конечном счете, деньги не будут выброшены на ветер», — говорит Панин. Однако Макаренко он не убедил.
Каковы бы ни были мотивы, ясно, что Российское правительство, очевидно, готово пойти на все для обеспечения будущего успеха. Готово даже простить бывших врагов — как сообщил на прошлой неделе Русский Newsweek, Тельман Исмаилов, миллиардер, живущий после ссоры с Путиным в добровольной ссылке в Турции, возможно, купил себе возврат былого благорасположения обещанием построить гостиницы в Сочи.
Пятизвездочные отели и ледяные арены мирового класса — это все очень хорошо, но после избиения в Ванкубере правительству надо бы уделить, по крайней мере, не меньшее внимание подготовке спортсменов, если оно хочет, чтобы тщеславный проект принес плоды. Как отметил Макаренко, «я не уверен, что наш престиж сильно поднимется, если мы примем у себя Олимпийские игры в Сочи и не добьемся победы».
А потому, связано ли это с маневрами Медведева против Путина или нет (что всегда возможно, но благодаря непрозрачности высших эшелонов власти остается неизвестным) призыв рубить головы неизбежен в любом случае. Президент не называл имен, но ни у кого не вызывает сомнений, что он имел в виду две фигуры: Леонида Тягачева, председателя Олимпийского комитета, и министра спорта и туризма Виталия Мутко. Оба они — «ставленники Владимира Путина», как проницательно заметила Независимая Газета, ведь Тягачев стал председателем Олимпийского комитета в начале первого срока президентского правления Путина в 2001 году, а Мутко — давний сподвижник Путина еще по Санкт-Петербургу.
Предположение прессы, что именно о них шла речь в уничтожающем замечании Медведева о необходимости «нести ответственность», основано отчасти на том, как они сами отреагировали на события в Ванкувере. «Вызывает изумление реакция Тягачева и Мутко. Ни один из них не признал, что это катастрофа. Оба утверждают, что винить надо кого-то другого, — говорит Макаренко. — Видимо, это отличительная черта российской «номенклатуры», и не только спортивной».
Мутко на канале Россия 24 заявил, что «спокойно уйдет», если его попросят, но результаты Игр «не являются результатами работы сегодняшних руководителей». «И я не знаю, улучшит ли их каким-то образом мой уход», — заявил он в выступлении на телеканале. Макаренко рассказывает, что в полном варианте передачи, которую он смотрел по телевизору во вторник в шесть утра, Мутко к тому же назвал «глупым» своего преемника по Российскому футбольному союзу Сергея Фурсенко за его высказывание, что он сможет привести национальную команду к победе на Европейских чемпионатах в 2014 году.
Пребывание на посту этих двух чиновников, вероятно, будет недолгим — слишком велико давление средств массовой информации, правительства и организаций типа прокремлевской молодежной группы «Наши», отправившей, по ее словам, на подпись Тягачеву заявление о его отставке. Но кто их заменит? И изменит ли это ситуацию к лучшему?
Медведев говорил о том, что предпочтение должно отдаваться «спортсменам», а не «жирным котам», и ходят слухи, что будущим председателем Олимпийского комитета может стать Ирина Роднина, бывшая чемпионка мира по фигурному катанию. Однако есть основания ожидать, что произойдет просто замена нынешних политических ставленников другими. Борис Грызлов, спикер Государственной Думы и председатель «Единой России» открыто заявил Медведеву, что «Единая Россия» будет наблюдать за приготовлениями к Сочинской Олимпиаде.
«Первым этапом должно быть изгнание нынешних руководителей с их постов. Вторым — привлечение людей с другой мотивацией, — говорит Макаренко. — Я настроен не слишком оптимистично». Возможно, Мутко был прав.