Инаугурация президента Виктора Януковича – переломный момент, как для Украины, так и для Запада. Его победа имеет особую значимость не только потому, что избиратели таким образом явно продемонстрировали свое недовольство «Оранжевой революцией», но и потому, что приход Януковича к власти повышает ставки на восточных границах Европы. Теперь, когда пыль предвыборной кампании улеглась, и Россия явно рассчитывает нарастить свое влияние на Украине, Америка и Европейский Союз больше не могут позволить себе прежнего подхода в отношении к Киеву.
Когда были оглашены результаты президентских выборов, президент России позвонил Януковичу и принес ему сердечные поздравления. «Борьба была острой, но открытой и честной, - сказал он, - а победа убедительной». Этого президента звали Владимир Путин, и происходило дело 23 ноября 2004 года. Через несколько часов после этого звонка, тысячи – а позднее и миллионы – украинцев вышли на улицы с протестами против самой наглой попытки фальсификации выборов за всю историю Украины как независимого государства. Верховный суд страны принял сторону демонстрантов и отменил результаты выборов, открыв путь новой породе политиков, которую воплощали собой вожди «Оранжевой революции» - Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко.
Шесть лет спустя Янукович, наконец, восторжествовал, сумев превратить разочарование из-за упущенных революцией возможностей и нарушенных обещаний в козырную карту своей кампании. «Вместе мы пережили этот оранжевый кошмар, - заявил он на предвыборном митинге. - Давайте отнесем эту историю к черным страницам нашей жизни».
Разумеется, на этих черных страницах попадаются и белые, и серые пятна. С одной стороны, «Оранжевая революция» освободила украинские СМИ от жесткого правительственного контроля и превратила страну из «частично свободной» (согласно ежегодному рейтингу политических прав и гражданских свобод, который выпускает Freedom House) в «свободную». Однако с нее же начался период, для которого была характерна редкостная нестабильность и слабая государственная власть. Пока президент Ющенко и премьер-министр Тимошенко предавались ожесточенным публичным сварам, экономика на глазах у избирателей упала на 15 процентов за один год, безработица возросла вдвое, а состояние финансов страны вышло из-под контроля.
Почуяв свой шанс, Янукович начал в ходе новой президентской кампании, которую он вел с опорой на промышленный восток страны - свой политический оплот, - напирать на экономические вопросы. Это был ловкий политический ход, и он незамедлительно принес свои плоды. Однако воплощение в жизнь экономической программы Януковича в основном зависит от неподконтрольных ему факторов – для него необходимо, чтобы оздоровление глобальной экономики увеличило спрос на сталь на главном экспортном рынке Украины – российском. Это изменило бы ситуацию в стране и позволило бы президенту выполнить свои предвыборные обещания.
Если смотреть на происходящее из Москвы, то Кремль может всерьез рассчитывать включить Украину в свою политическую орбиту. И действительно, многое в политике Януковича должно найти отклик у российского правительства. Его Партия регионов подписала соглашение о сотрудничестве с «Единой Россией» - путинской партией власти, высказалась против будущего вступления Украины в НАТО и вступления Украины во Всемирную торговую организацию (ВТО) и препятствовала заключению нового договора о свободной торговле с Евросоюзом. Возможно, избрав Януковича президентом, недовольные состоянием экономики и уставшие от «Оранжевой революции» украинские избиратели и в самом деле облегчили реализацию российских геополитических амбиций. Однако в настоящий момент захват государства нельзя назвать неизбежным.
Для американских и европейских политиков ставки сейчас достигли максимума. За последние десять лет официальные лица Вашингтона, Брюсселя и Варшавы инвестировали в будущее Украины как своего демократического, независимого и надежного союзника немалый политический и финансовый капитал. Украинские вооруженные силы сражались в Ираке плечом к плечу с американскими солдатами, помогали поддерживать мир на Балканах и участвовали в контртеррористических операциях в международных водах. C 2005 года Украина шла наперекор распространившейся тенденции к сокращению свобод и ужесточению государственного контроля. Если президент Янукович не намерен защищать хрупкую украинскую демократию и добиваться дальнейшей интеграции в западные институты, то Соединенные Штаты и Европа не смогут компенсировать вложения, которые они делали десять лет подряд.
В соседней Польши предполагаемый отход Украины от прозападной ориентации может усилить тревогу в отношении амбиций Кремля. Призывы продемонстрировать надежность гарантий коллективной безопасности НАТО будут раздаваться все чаще. Энтузиазм по поводу расширения Альянса на восток идет на спад, и наименее защищенные члены НАТО – страны Центральной Европы - не хотят оказаться на линии геополитического разлома.
За те средства, которые были потрачены на рейс «борта №2» в Киев, позволивший вице-президенту Джозефу Байдену выпить пресловутый стакан колы в компании президента Ющенко, Госдепартамент мог дать возможность десяткам украинских чиновников проходить практику местного управления под руководством коллег из Уичиты и Миннеаполиса. Существует масса многосторонних инициатив, нацеленных на оздоровление власти на Украине – таких как программа Евросоюза «Восточное партнерство» или возрождение варшавского Сообщества демократий, - которые нуждаются в американском внимании и американских ресурсах. Белый дом уже призвал посткоммунистические страны-члены Европейского Союза активнее участвовать в работе с восточными соседями. Неопределенность в вопросе о геополитической ориентации Украины делает этот момент идеальным для того, чтобы американская администрация могла воспользоваться остающимся у нее «мягким влиянием» на Киев и сохранить достижения двух последних десятилетий.
Питер Доран – старший политический аналитик в области энергетики и безопасности Центра анализа европейской политики (Center for European Policy Analysis) и управляющий редактор Central European Digest.
Авторская позиция, выраженная в статье, может не отражать мнение Центра анализа европейской политики.