В опубликованных в российских СМИ сообщениях о французском вертолетоносце «Мистраль» содержатся высказывания и о том, что Эстония и Литва с твердокаменной упертостью стоят за провал этой оружейной сделки.
Однако министр иностранных дел Эстонии Урмас Паэт неоднократно и по разным каналам обращал внимание на то, что в отношении России не установлено никаких ограничений на продажу оружия, а Эстония никому не может запретить продавать оружие России.
Тем не менее, даже трезвомыслящие СМИ в России предпочитают выслушивать не уполномоченного говорить от имени государства министра иностранных дел, а ораторов, высказывания которых носят более вызывающий характер. «Мистраль» вынудила члена парламента Марко Михкельсона громко заохать, и именно подобные ему голоса зазвучали там особенно громко.
Усилия властной элиты России приносят плоды – внешнеполитическая линия Путина-Лаврова, говорящая об окружающем Россию кольце врагов, реализуется на телевидении, в печатном слове и все больше и больше в головах людей. Злые иностранцы хотят напасть на Россию и ограбить нефть и газ государства. Правда, хороший знакомый премьер-министра Владимира Путина Геннадий Тимченко, вывозящий около трети российской нефти, является гражданином Финляндии, но о существовании Тимченко в России предпочитают не говорить. И потому он хороший иностранец. Адмирал Владимир Высоцкий, который недавно заявил, что неплохо бы закупить корабль типа «Мистраль», выпустил джина из бутылки. О каких иностранных врагах можно говорить, если они продают военную технику?
Ушла бы куча денег
На самом деле самые большие противники продажи «Мистрали» России кроются в самой России. За 400 миллионов евро приобрести его можно и там. Связанные с военной промышленностью круги и рисуют обществу образ врага, окружающего Россию. Так что щедроты французов (или испанцев, которые также строят вертолетоносцы и тоже открыты для продажи) еще не означают, что сделка может состояться. Покупка «Мистрали» означала бы превращение определенных систем в более простые и прозрачные, а также свидетельствовала о провале определенных идеологий. Внутригосударственный климат наших соседей тем самым бы оздоровился.
Что изменилось бы с появлением в Балтийском море одного корабля типа «Мистраль», ходящего под военно-морским флагом России? Для Эстонии почти ничего. Уже сейчас в Балтийском флоте есть большие десантные корабли проекта 775, в задачу которых входит доставка металла и людей, не говоря уже о десятках более мелких кораблей.
Во время недавнего визита «Мистрали» в Петербург на его палубе приземлялся современный боевой вертолет Ка-52. Но этот его плюс для нас значения не имеет. Территория Эстонии находится на удобном для обхвата расстоянии с непотопляемого вертолетоносца, имя которому Ленинградская область. Если что-то и угрожало когда-либо безопасности Эстонии, то это оплачиваемые нашим государством люди, которые оказались неспособными приобрести защитное ракетное вооружение, с помощью которого можно поражать морские цели с берега.
Закупки же Россией кораблей – это ее дело. Тем более, что корабли типа «Мистраль» могут пригодиться при ликвидации гуманитарных катастроф, а России с ее большой береговой протяженностью подобные корабли необходимы.
Перевод Хейно Сарап