Сегодня много пишут о российско-грузинских отношениях. Существует много соображений. Исходя из этого, вполне естественно, что и "Клуб экспертов" не может быть хладнокровным наблюдателем происходящего. На основе анализа добытой информации, развивающихся событий и исторических уроков мы пытаемся периодически предоставить общественности Грузии наше видение в связи с упомянутой проблемой.
Россия, признав Абхазию и Цхинвальский регион, что практически означает установление полного контроля над этими территориями, показала США и Европе у кого есть право господства в постсоветском пространстве. Исходя из этого, Россия по своей воле ни в коем случае не изменит решения о признании оккупированных территорий. Во-первых, она уверена, что ее такой шаг будет воспринят как уступка не только мировым содружеством, но и самими россиянами. Второе, стратегическая цель России – восстановить свое влияние над Грузией и укрепить контроль над ней. На сегодня эта программа наполовину ею выполнена. На повестке дня стоит вопрос "освоения" остальной Грузии, и она для этого не жалеет ни сил, ни энергии. Россия продолжает наступать на Грузию по всем направлениям, что подтверждается ее агрессивной политикой, а также анализом развития событий и материалов, отражающих деятельность ее спецслужб.
Следует отметить, что для достижения намеченной цели российские спецслужбы, как правило, не выбирают какой-либо один путь. В большинстве случаях они действуют одновременно в нескольких направлениях. Но нельзя сказать, что какому-либо из избранных направлений уделяется меньшее внимание.
Одним из активных вопросов, касающихся Грузии, Россия всегда рассматривала вопрос выведения на политическую арену против действующего грузинского руководства приемлемой для нее кандидатуры – лидера, который активно включился бы в российскую кампанию, направленную на смену власти и сумел бы объединить прорусские образования в одну силу. В разное время такой кандидатурой были: Игорь Гиоргадзе, Аслан Абашидзе, как мы знаем, недавно к их числу прибавилась кандидатура Зураба Ногаидели. Разница лишь в том, что если на начальном этапе И. Гиоргадзе и А. Абашидзе Кремль вывел на политическую арену скрытно, так сказать "под прикрытием", в случае с Ногаидели он действует прямо, открыто и порой даже вызывающе. Хотя, возникает вопрос: не начались ли "тесные" отношения Ногаидели с Кремлем значительно раньше?
Предлагаем читателю краткий исторический экскурс из недавнего прошлого, чтобы более четко проявилась роль российских спецслужб в событиях, развившихся в Грузии.
Со дня объявления независимости Грузии, проявления направления ее развития - стремление приобщиться к западным ценностям, что, в то же время, не исключало установления добрососедских отношений с северным соседом – Россия, вместо того, чтобы протянуть руку помощи молодому руководству Грузии (если сама действительно намеревалась строить демократическую страну), с первых же дней объявления своей независимости всеми силами задействовала весь имеющийся у нее арсенал давления, чтобы Грузия не осталась вне границ империи, формирование которой в новой форме уже было начато и позже, правда, в несовершенстве, она предстала перед нами в лице СНГ.
Национальное, но неопытное и чрезмерно самоуверенное, амбициозное руководство Грузии не сумело должным образом оценить и проанализировать создавшуюся, чрезвычайно опасную обстановку, вызвавшие ее причины и, что не менее важно, возможности очень опасного правопреемника советского КГБ – российских спецслужб, которые с помощью своей агентуры (см. "Абхазский сепаратизм зародился в лабиринтах КГБ" часть II) активно воздействовали на происходящие в Грузии процессы. Более того, было допущено много неисправимых ошибок, в результате которых российские спецслужбы легко сумели свергнуть руководство Гамсахурдиа.
Как оказалось позже, Кремль не был благосклонен и к Э. Шеварднадзе. Но в тот период трудно было делать ставку на кого- нибудь в качестве альтернативы З. Гамсахурдиа, и выбор, сделанный по принципу: лучше "приычное зло", был остановлен опять-таки на старом члене команды Ельцина.
"Национальные силы", свергнувшие Звиада Гамсахурдиа, не разрешили пришедшему в результате государственного переворота Э. Шеварднадзе войти в СНГ. Обиженная Россия спровоцировала войну в Абхазии и в более чем полторалетней неравной войне одержала над Грузией победу. Для сохранения власти Э. Шеварднадзе был вынужден согласиться на вступление в СНГ, но все-таки не сумел окончательно добиться расположения Кремля, и российские спецслужбы устроили ему теракт руками И. Гиоргадзе.
У И. Гиоргадзе к тому времени были настолько крепкие позиции, что в случае ликвидации Э. Шеварднадзе ему никто бы не помешал прийти к власти. После того, как Гиоргадзе перебрался в Москву, Э. Шеварднадзе с характерной энергичностью приступил к отстранению "неприрученных" и утверждению своей власти.
Россия же, несмотря на большие попытки, не могла безальтернативно господствовать в постсоветском пространстве. Чем больше проходило времени, тем больше уступала она свои позиции в силу определенных причин, самой значительной из которых были конфликтные регионы. Исходя из этого, действия России в любой период времени, связанные с грузино-абхазским и грузино-осетинским конфликтами, служили одной цели – не допустить урегулирования конфликта, перевести их в т.н. "вялотекущий" режим, чтобы сохранить полное влияние и контроль над сторонами – участницами конфликта. Россия, наделенная мандатами ООН и ОБСЕ, с примирительно-посреднической функцией совместила миротворческую и в течение 15 лет целенаправленно блокировала все инициативы, направленные на урегулирование конфликта. Были моменты, когда стороны конфликта достигали консенсуса по ряду вопросов, но у России была соответствующая ответная реакция как только она чувствовала "опасность". С помощью спецслужб она легко провоцировала то одну, то другую стороны, что приводило к нарушению достигнутых соглашений, и переговоры надолго заходили в тупик. Россия же в это время продолжала аннексию конфликтных территорий.
После того, как операция замены Э. Шеварднадзе И. Гиоргадзе потерпела полное фиаско, Кремль при посредничестве Е. Примакова поручил выполнение функции лидера Аслану Абашидзе. В новой обстановке на А. Абашидзе, в качестве альтернативы Э. Шеварднадзе, естественно, нельзя было делать ставку лишь с учетом аджарского фактора, и чтобы повысить свой рейтинг среди изгнанного населения, он возложил на себя роль медиатора в урегулировании грузино-абхазского конфликта. Кроме того, использование Абашидзе в своих целях облегчало России осуществление процесса урегулирования с учетом собственных интересов, и, что не менее важно, отстранить от этого процесса председателя легитимного Верховного Совета Абхазии Тамаза Надареишвили, который, как известно, всегда считал Россию одной из сторон - участниц конфликта и открыто выступал против нее.
Первое, что предпринял Абашидзе – поставил вопрос о восстановлении абхазского участка железной дороги и восставлении железнодорожного транзита из Армении. Информации, поступавшие в этот период в министерство госбезопасности Абхазии, явно свидетельствовали, что было запланировано восстановление железной дороги только на участке отрезка Леселидзе-Очамчира. Это дало бы России возможность с помощью железнодорожных перевозок осуществить ввоз грузов военного назначения вглубь Абхазии. Но совсем не было связано с восстановлением железнодорожного транзита для Армении, по той простой причине, что по выработке этих механизмов не проводилось подготовительных работ, призванных обеспечить безопасность пассажирских и грузовых перевозок на грузино-абхазском участке жедезной дороги. Как известно, Тамаз Надареишвили сумел не только блокировать этот процесс, но и добился отстранения от него Аслана Абашидзе.
Не будем утомлять читателя рассказом о дальнейшем ходе событий, так как всем все хорошо известно. Лишь отметим, что и тогда Москва не сумела осуществить намеченный план.
Как мы отмечали выше, к Игорю Гиоргадзе и Аслану Абашидзе недавно добавился Зураб Ногаидели. Интересно то, что к этому делу вновь подключается Е. Примаков, который заранее просчитанным ходом в желанном амплуа представил З. Ногаидели в правительственных кулуарах Кремля. Его московские вояжи, искусственно поднятый ажиотаж вокруг тирдзнисских ребят и соглашение, оформленное с «Единой Россией», явно показали, с каким рвением идет работа над повышением рейтинга Ногаидели.
Но грузинское обшество не воспринимает (да и никогда не воспринимала) З. Ногаидели как серьезного политика. Более того, нельзя говорить о какой-либо активности З. Ногаидели в вопросе восстановления территориальной целостности страны, возвращения беженцев или решения их социальных или других проблем, восстановления отношений между абхазами и осетинами в бытность его премьер-министром, или в предшествующий период. З. Ногаидели, перешедший из правительства в оппозицию, никогда не пользовался поддержкой ни со стороны оппозиционных партий, ни даже незначительной части населения.
Исходя из этого, З. Ногаидели пытается хоть как-нибудь повысить свой рейтинг и не жалеет обещаний для изгнанного населения Абхазии, как в свое время это делала партия "Агордзинеба" А. Абашидзе. На одной из встреч, он заявил, что в 2005 году мы якобы практически завершили переговоры с Россией по двум темам: восстановление абхазского участка жедезной дороги и договоренность о том, что наши пограничники и таможенники встанут на грузино-российской границе по Псоу. По словам Ногаидели, кроме восстановления железной дороги, к концу 2005 года с Россией практически было достигнуто соглашение по вопросам урегулирования абхазского и осетинского конфликтов. Но звонок Путина к Саакашвили и слова российского президента - «пусть приедет ваш премьер, чтобы подписать соглашение» якобы вызвали раздражение президента Грузии: «почему Путин позвонил относительно тебя». Таким образом, по его словам, доведенное до конца дело якобы расстроилось. После этого Ногаидели и отошел от него.
Понятно, что такие заявления рассчитаны на неосведомленный электорат, но все-таки трудно сдержаться и не обратиться к Ногаидели. Господин Ногаидели, весь мир 15 лет ломает голову над тем, как урегулировать грузино-абхазский, грузино-осетинский конфликты, но не находит выхода. И если сказанное Вами – правда, почему Вы не подняли шум тогда? В конце концов, если решалась судьба Грузии и Вам не давали возможности действовавать, почему не покинули свою должность и не перешли в оппозицию? Но Вы лжете, и мы попытаемся аргументировать абсурдность Ваших высказываний одним маленьким эпизодом, связанным с восстановлением железной дороги.
После "революции роз" в Грузии Россия вновь активно задействовала армянское лобби, как в Москве, так и на Западе, и подчинила переговоры, связанные с восстановлением в Абхазии железной дороги, контролю наблюдательной миссии ООН в Грузии. Были созданы двусторонние группы по различным направлениям, которые были укомплектованы специалистами по железной дороге, сфер энергетики и безопасности. Со стороны Грузии общее руководство процессом было поручено тогдашнему госминистру Георгию Хаиндрава. Группу безопасности возглавлял президент "Клуба экспертов", в тот период министр госбезопасности Абхазии, Леван Кикнадзе, который является участником всех встреч, связанных с восстановлением железной дороги.
Были определены восстановительные работы, их финансирование взяла на себя Российская железная дорога, что было официально оформлено протоколом. Для проведения работ в Абхазию вошли российские железнодорожные войска, и началось активное восстановление железной дороги. К тому периоду Россия традиционно завела переговоры в тупик и отстранила грузинскую сторону от процесса восстановления железной дороги. Сама же завершила восстановление железной дороги в Абхазии на отрезке Леселидзе-Очамчира. Грузинскую сторону уже никто не беспокоил (не беспокоит и сегодня) по поводу восставноления оставшегося, более всего поврежденного отрезка железной дороги Очамчире-Ингури, связывающего Россию с Арменией, и без которого невозможно было осуществлять транзит из Армении. Подозрительно прекратилось давление армянского лобби в связи с восстановлением железногорожного транзита в направлении Армении через Абхазию. Как показали дальнейшие события, восстановление отрезка железной дороги Леселидзе-Очамчира было одной из значительнейших частей плана России окончательной оккупации Абхазии.
Что касается того, что наши таможенники и пограничники должны были встать на грузино-российской границе по Псоу, то З. Ногаидели забывает, или не знает, что начало полноценного функционирования служб на границе по Псоу, определяющих государственность, практически означало восстановление государственного контроля над Абхазией. А это даже в то время было недостижимой мечтой. Такое безосновательное заявление бывшего премьер-министра, конечно, направлено на приобретение дешевого авторитета. Оставим комментарий по этому вопросу за премьер-министром сепаратистской Абхазии Сергеем Шамба, который заявил по поводу московских встреч З. Ногаидели с абхазской диаспорой: "Грузинские политики как во властных структурах, так и в оппозиции, часто блефуют. Ногаидели раньше заявлял, что в Москве он встретился с представителями абхазской диаспоры, на самом же деле таких встреч не было".
Так, что же происходит с лидерами других политических партий, равняющихся на Ногаидели? На что они надеются? Слушая их заявления, интервью или публичные выступления, создается такое впечатление, как-будто эти последние 20 лет они жили в другом мире, не имеют представления о событиях, развивающихся в Грузии, и им неизвестны действия России за весь этот период, направленные против Грузии. Из представленного выше краткого исторического экскурса хорошо видно, что история повторяется. Повторяется, а мы, к несчастью, не делаем правильных выводов. Что касается России, то она не сменила своего векового традиционного имперского отношения к Грузии, и для сохранения этого отношения ей не приходилось особенно напрягать мозги ни на одном отрезке истории. Она действовала по одной и той же аппробированной схеме, по одному и тому же сценарию.
Правда, мы потерпели поражение в неравной борьбе, но, возможно, это тот случай, когда маленькая Грузия преподала "великодержавной" России еще один урок борьбы за независимость. Поэтому, давайте не повторять ошибок, допущенных в 20-е годы, и раз и навсегда докажем России, что мы свободолюбивая нация и до конца будем бороться для защиты территориальной целостности Грузии, ее независимости.