Московское управление Следственного комитета при прокуратуре возбудило уголовное дело в связи с инцидентом на МКАД, где автоинспекторы выставили заслон из автомобилей. В среду вечером начальник ГУВД Москвы Владимир Колокольцев принес извинения автовладельцам, чьи машины были использованы при задержании преступников в качестве "живого щита".
Интернет-сообщество все чаще заставляет правоохранительные органы вникать в суть неординарных случаев, а не отмахиваться от них. О расследовании недавней автоаварии на Ленинском проспекте глава МВД будет отчитываться перед президентом. Благодаря общественному мнению не удалось замолчать и историю с "живым щитом" на Московской кольцевой автодороге. 5 марта около половины шестого утра на восточном участке МКАД неизвестные преступники похитили из машины женскую сумку, после чего скрылись на автомобиле "Ауди". Не сумев догнать преступников, милиционеры попытались перекрыть дорогу в районе пересечения МКАД с Ярославским шоссе. Для этого они остановили машины, которых на кольцевой автодороге в это время немного. Злоумышленники, увидев, что все движение останавливается, вначале притормозили, а потом прорвались через ограждение, повредив при этом два автомобиля. Эта история осталась бы незамеченной, если бы один из пострадавших в ней, Станислав Сутягин, не высказал свое возмущение в интернет-блоге, рассказав, как автовладельцев использовали фактически в качестве "живого щита".
Случай на МКАД привлек внимание и депутатов Государственной думы. Зампред комитета Госдумы по безопасности Михаил Гришанков в эфире телеканала "Вести" сообщил, что уже направлены запросы в адрес генерального прокурора России, министра внутренних дел.
- Те первые данные, которые мы имеем, говорят о беспрецедентном случае, когда "живым щитом" из людей, которые сидели в машинах, прикрылись сотрудники ГИБДД. Это граничит не просто с должностным проступком! Прокуратура должна дать квалификацию конкретным действиям сотрудников ГИБДД, - сказал Михаил Гришанков.
Поднявший шум в Интернете владелец пострадавшего автомобиля Станислав Сутягин в интервью Радио Свобода сообщил:
- Я написал заявление в прокуратуру, чтобы там вынесли оценку действиям сотрудников ГИБДД, нашли виновных, после чего я смогу обратиться в суд. Если к тому времени мне не восстановят машину, я подам иск на возмещение ущерба. На моральный ущерб подавать не собираюсь. Я просто хочу справедливости, чтобы люди, которые за это ответственны, были наказаны. А людям, чьи машины пострадали в этом ДТП, машины отремонтировали...
Большинство россиян обращаются в суды с требованиями компенсации за материальный ущерб, но о моральном даже не вспоминают. А между тем, в случае на МКАД автомобилисты были бы вправе предъявить такого рода претензии. Хотя бы потому, что каждый из участников "живого щита" подвергал риску свою жизнь. Лидер Движения автомобилистов России Вячеслав Лысаков говорит, что возглавляемая им организация готова оказать пострадавшим юридическую помощь:
- Мы можем оказать содействие, поддержать в требовании получить материальную компенсацию за поврежденные транспортные средства. Хотя здесь надо получать и компенсацию моральную. К сожалению, у нас в России это достаточно проблематично. Если в других странах за различные моральные потери, за стресс люди получают материальную компенсацию, то у нас этот институт практически отсутствует. Суммы, которые суд все-таки пытается взыскать с виновников, смехотворны. А ведь если бы наши ведомства, в частности МВД, отвечали полновесным рублем за действия своих сотрудников, то руководство значительно строже относилось бы к неправомерным действиям подчиненных. А пока у нас никто и ни за что не отвечает. Боюсь, что и в случае с "живым щитом" произойдет то же самое.
Вице-президент Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский говорит, что юридическая безграмотность часто мешает автолюбителям не только добиваться выплаты компенсаций, но и просто правильно реагировать на требования сотрудников ГИБДД:
- Должно быть немедленно возбуждено уголовное дело против сотрудников милиции по статье "Превышение власти". Но и водители в данном случае повели себя неправильно. Их никто не бил, машины не разламывали ломом, не били стекло автоматом. Они просто испугались психического давления среднего размера, словами - давай, ставь, обязан. При таких коллизиях надо просто съезжать к обочине и говорить: ничего я не буду ставить, мне жизнь дороже.
Вячеслав Лысаков считает, что если бы люди не молчали, то борьба с нарушениями в правоохранительных органах была бы более успешной:
- Российский человек не очень верит в правосудие, не любит обращаться в официальные органы. Он скорее склонен все это обсуждать на кухне, в Интернете. И это наша беда - что не жалуются. Потому что, к сожалению, бюрократическая машина срабатывает только тогда, когда количество переходит в качество. Как это было недавно в Астраханской области, когда люди жаловались на поборы: только когда количество жалоб превысило разумные пределы, службы собственной безопасности и прокуратура занялись этим. И оказалось, что практически все смены, все посты занимались поборами. Три смены были арестованы, задержаны... Но чаще люди, столкнувшись с нарушением законности, не обращаются в официальные структуры, чтобы это исправить.