Достижения возрождающегося российского вертолетостроения не остались незамеченными на прошедшей недавно выставке Heli-Expo. Президент ОАО "Вертолеты России" Михаил Казачков обрисовал перед слушателями перспективы роста спроса на российские вертолеты на внутреннем и международном рынке.
Начатое в 2006 году объединение российских производителей вертолетов под эгидой "Оборонпрома" и входящих в него "Вертолетов России" в настоящее время подошло к концу. Российское вертолетостроение сегодня переживает бурный рост: производство выросло с 85 машин в 2004 году до 183 в 2009 году. Доля России на мировом рынке увеличилась с 3% в 2005 году до ожидаемых 5% в 2010 году. В планах объединения довести этот показатель до 15% к 2020 году.
Внутри страны для обновления парка гражданских вертолетов к 2020 году потребуется около тысячи машин, причем две трети из них должны быть легкими вертолетами. Такая ситуация открывает широкие перспективы не только для "Вертолетов России", но и для иностранных производителей, так как российская промышленность (80% ее продукции идет на экспорт) не сможет удовлетворить этот спрос. По словам Михаила Казачкова, 12% из имеющихся сегодня в России 2 188 вертолетов являются машинами иностранного производства, и их доля продолжает расти. Всего в стране сейчас насчитывается 420 "иномарок", в их числе 300 Robinson,70 Eurocopter и 20 Bell. Для эксплуатации этих импортированных вертолетов России требуются услуги, наземная инфраструктура, специалисты… Компании заключают новые соглашения, как например с AgustaWestland, которая планирует начать в следующем году сборку в России двухмоторных AW139.
Диверсификация
В системе производства вертолетов в России сейчас также происходят серьезные изменения. Долгое время индустрия ориентировалась в первую очередь на создание тяжелых машин (в основном для военного сектора), тогда как сегодня она расширяет деятельность по сборке легких вертолетов для гражданского рынка. Помимо многочисленных проектов по созданию вертолетов массой от 2,5 до 4,5 тонн (одно время в этой области рассматривались перспективы сотрудничества с европейскими производителями) в скором времени мы увидим новое воплощение Ми-34 (1,5 т) с турбиной от Turbomeca, Ка-226Т "Ансат" (3,6 т) с двигателем Turbomeca, а также новый Ка-62 (6,5 т). Модель Ка-62 предназначена для перевозки от 12 до 15 пассажиров и обладает непривычной для "Камова" конфигурацией: она построена не по соосной, а "классической" одновинтовой схеме с рулевым винтом в вертикальном оперении. В 2012 году стартует серийное производство этой машины с новой "3G" версией двигателя Ardiden от Turbomeca. Вертолет получит сертификацию по стандартам FAR 2
9. В ОКБ "Камов" также ведется доработка Ка-92 (два соосных винта с дополнительным ротором сзади), который способен перевозить 30 пассажиров на крейсерской скорости в 400 км/ч.
В "Вертолетах России" не забывают и о "ветеране" Ми-8/17 (13 т). На сегодняшний день было произведено около 12 000 таких машин и на них по-прежнему существует стабильный спрос, особенно за границей (их экспортируют в 110 стран мира). Ми-8/17 пережили 120 модификаций, которые приспособили их для выполнения самых разных задач: на них устанавливают гидравлическую систему, повышают эргономику кабины, ставят различные VIP-приспособления, как например систему спутниковой связи, или переоборудуют для медицинских нужд. В ближайшие годы Ми-8М будут выпускаться с новым двигателем VK-2500, пылезащитными устройствами Pall и переработанной системой лопастей.
С упором на сервис
В планы "Вертолетов России" входит не только занять новые производственные ниши и повысить технологический уровень своей продукции, но и улучшить свой имидж в сфере послепродажного сервиса. Компания намеревается перенести акцент с продажи вертолетов на обслуживание клиентов в ходе всего срока эксплуатации приобретенной техники. Ее цель – установить круглосуточную систему поддержки с доставкой запчастей в течение 3 суток. Российский холдинг создал для этого специальное подразделение и рассчитывает развернуть к 2015 году всемирную сеть с 5 основными логистическими и сервисными центрами в Европе, Латинской Америке, Южной Африке, а также на Ближнем и Дальнем Востоке.