Премьер-министр России Владимир Путин выбрал 1 марта, чтобы посетить конструкторское бюро "Сухого", расположенное в Москве в доме 23 по улице Поликарпова. Этот визит стал прекрасной возможностью продемонстрировать бывшему президенту текущие результаты работы над истребителем пятого поколения Т-50 (программа ПАК ФА), который совершил свой первый полет 29 января. Чиновники смогли увидеть камеру для статических испытаний Т-50-0, а также стенды для тестирования электроники и летного управления.
Новые подробности
Попавшие в прессу после этого визита и изображения Т-50-0, конечно, открывают немного новых деталей, но по ним уже можно составить себе представление о кабине прототипа нового истребителя. Речь, в общем-то, идет о копии кабины Су-35: на приборной панели расположены два сходных с МФИ-35 многофункциональных жидкокристаллических дисплея 23 х 30 см (1400 х 1080 пикселей). При этом, в отличие от Су-35 отображению информации в верхней части панели отводится ощутимо большее место.
Воспользовавшись случаем, чтобы поздравить команду конструкторов Т-50, премьер напомнил, что самолет совершил пока лишь три испытательных полета, а до начала серийного производства их потребуется не менее двух тысяч. Пилот-испытатель Сергей Богдан рассказал о том, что прототип Т-50-1 в ближайшее время будет доставлен в Жуковский, где с апреля возобновятся его тестовые полеты. Генеральный директор "Сухого" Михаил Погосян подчеркнул, что к программе испытательных полетов присоединится еще один прототип в этом году и два дополнительных самолета в 2011 году.
Погосян также сделал несколько уточнений относительно разработки нового двигателя Т-50: "В будущем на самолет должен будет устанавливаться совершенно новый двигатель, но на его разработку потребуется от десяти до двенадцати лет". В настоящее время работа над двигателем еще не начиналась, и его "финансовые и технические очертания" по-прежнему не ясны. При всем этом он подчеркнул, что нынешний двигатель АЛ-41Ф1 (модификация агрегата Су-35) является двигателем "пятого поколения", который позволяет самолету долгое время идти на сверхзвуковой скорости без включения форсажа. "Это отнюдь не временный двигатель, предназначенный исключительно для испытательных моделей", сказал он в заключение.
Главный конструктор самолета Александр Давиденко косвенно намекнул на размер эффективной площади рассеяния (ЭПР) будущего истребителя. По его словам, ЭПР самолетов старого поколения (например, Су-27) составляет около 12 м², тогда как у F-22A Raptor она колеблется в диапазоне 0,3-0,4 м². ЭПР ПАК ФА "не будет превышать показатели F-22A, она будет к ним очень близка".
Перспективы
Михаил Погосян также воспользовался визитом премьера, чтобы нарисовать довольно радужную картину будущего совей компании. К 2015 году "Сухой" намеревается занять "12% мирового рынка боевых самолетов", что составляет порядка 26 миллиардов долларов. В период с 2016 по 2025 год Погосян намеревается добиться еще больших результатов благодаря началу выпуска Т-50: "Наша доля рынка вырастет до 15-16% рынка, то есть до 42-48 миллиардов долларов".
Владимир Путин в свою очередь напомнил о запланированных правительством инвестициях в оборонную промышленность. "В ближайшие десять лет наши вооруженные силы получат более 1500 новых самолетов и вертолетов", заявил он. В 2010 уже был сделан заказ на "27 самолетов, а также более пяти вертолетов и пяти ракетных комплексов С-400". Кроме того, сегодня в России ведется работа над созданием нового стратегического бомбардировщика в рамках программы ПАК ДА.