Этот небольшой норвежский город расположен на самом краю Европы. Однако Северный морской путь, а также запасы руды и природного газа могут превратить Киркенес в пуп земли.
«Уже сейчас это единственный город мирового значения Норвегии». Укутанный в толстое пальто и с меховой шапкой на голове Педер Аресвик (Peder Aresvik) стоит на рыночной площади Киркенеcа и торгует сырокопченой колбасой из лосины, медвежатины и оленины. Он уверен, что именно в этом месте, где олени представляют собой важный экономический фактор, а у супермаркетов стоят не велосипеды, а сани, и находится настоящий центр Норвегии.
Следует с ним согласиться – автомобили здесь помимо норвежских имеют шведские, финские и российские номера, а люди на улицах разговаривают на соответствующих языках. Председатель правления крупнейшего местного работодателя – австралиец, а что касается цен на еду и жилье, то по этому показателю Киркенес опережает некоторые крупнейшие европейские города. Двухкомнатная квартира в городе стоит 270 000 евро, а обычный ужин – 60 евро.
Киркенес расположен в 2000 километрах к северу от Берлина, но от Северного полюса его отделяют всего 220 километров. Если добираться по автомобильной дороге, то расстояние до российского Мурманска составит 250 километров. Короче: Киркенес находится на краю мира. И именно это обстоятельство делает его центром земли. А земля в действительности круглая, и где на ее поверхности расположен находится центр – это вопрос перспективы.
«Расположение у Киркенеса фантастическое», утверждает финансовый директор норвежской судоходной группы Tschudi Shipping Петер Стейнесс Ларсен (Peter Steiness Larsen). Его бюро находится в Осло, но в настоящее время он возвышается над своим письменным столом и Киркенесом. «Мы не зря купили этот участок земли», говорит он, указывая в сторону порта Киркенеса. Компания Tschudi хочет использовать Киркенес для экспорта товаров в Россию и Азию. По его мнению, Северный морской путь превратит этот небольшой норвежский город в транспортный узел. «Время в пути до Азии будет существенно сокращено. Киркенес вследствие экономической привлекательности может за пять лет вырасти на 20-30 процентов», считает Ларсен. Сегодня здесь проживают 5000 человек.
Прошлой осенью два немецких грузовых судна впервые прошли по Северному морскому пути и таким образом значительно сократили расстояние между Европой и Азией. Последняя – или первая – западноевропейская гавань – это Киркенес. «Что касается перевалки грузов, то Киркенес уже сейчас можно назвать маленьким Роттердамом, а Северный морской путь обладает, конечно же, значительным потенциалом», отмечает один из здешних лоцманов Инге Сэтревик (Inge Saetrevik). Хотя порт Мурманск расположен недалеко отсюда, даже российские рыболовецкие суда с удовольствием заходят в Киркенес для того, чтобы перегрузить свой товар. «Вся процедура осуществляется здесь намного быстрее, потому что российская бюрократия работает намного медленнее», считает Сэтревик. Если по Северному морскому пути начнут осуществляться регулярные перевозки, то традиционный российский недостаток может во многом сыграть на руку Киркенесу.
Но пока источником роста служит по большей части то, что добывается из земли. С прошлого года возобновила свою работу местная железорудная шахта. Этому предприятию 100 лет, и оно долгое время было единственным значимым экономическим фактором города. После ее закрытия в 1997 году экономическая активность снизилась, и так продолжалось до возобновления ее работы. «Высокие цены на сырьевые товары сделали выгодным добывать здесь железную руду», подчеркивает Джон Сандерсон (John Sanderson) – председатель правления компании, занимающейся добычей руды. Эта компания в свою очередь принадлежит группе Tschudi. Она приобрела земельный участок, на котором находится шахта, только для того, чтобы приблизиться к порту, однако потом выяснилось, что добыча руды на ней может быть прибыльной. «К сожалению, проблем оказалось больше, чем мы думали, и мы должны были вместо предусмотренных в смете 100 миллионов вложить 250 миллионов долларов. Но мы не стали бы этого делать, если бы не рассчитывали получить прибыль», подчеркивает Сандерсон. Если учитывать субподрядчиков, то на шахте в Киркенесе уже работают 350 сотрудников, и скоро еще 100 человек будут приняты на работу. Вместе с тем, есть и протесты со стороны тех, что считает, что это загрязняет окружающую среду.
Этот регион должен использовать экономический подъем для того, чтобы еще больше дифференцировать свою активность, считает главный экономист норвежского банка Bank First Securities Харальд Магнус Андреассен (Harald Magnus Andreassen). Местоположение на краю Северного морского пути, по его мнению, не должно стать препятствием. «Городу есть что предложить с точки зрения красоты природы. Что касается культуры, что здесь проводится фестиваль Barentsspektakel – все это важные предпосылки для того, чтобы привлечь так называемых творчески мыслящих людей».
Одна из таких людей – русский куратор арт-проектов Люба Кузовникова. Она три года назад переехала из Москвы в Киркенес. «В Москве все слишком спокойно, здесь больше динамики», признается она.
Не следует недооценивать и еще один фактор. «Правительство поддерживает север путем некоторого снижения налогов, - подчеркивает Андреассен. – Если бы этого не было, все бы здесь выглядело иначе».