Популярность Владимира Путина в стране пошла на спад, общественная критика в его адрес в последнее время набирает обороты. И в то же время в обществе в лучшую сторону изменяется отношение к Михаилу Ходорковскому. Это продемонстрировали результаты последних социологических опросов. В чем причины этих процессов? Об этом в интервью РС политический публицист Леонид Радзиховскиий.
- Если говорить о Путине, то его авторитет в стране все равно выше, чем у Медведева. И рейтинг существенно выше, чем у любого демократического лидера на Западе – Обамы или Саркози. Впрочем, достаточно на пару недель включить на всю катушку телевидение и разрешить туда выбрасывать хотя бы часть компромата на Путина - и его рейтинг тут же резко сдуется. Интересно другое: эта кампания в интернете под девизом "Отставка Путина" началась стихийно или организована сверху? Или ее просто разрешают вести? Или не в силах подавить? Вот на эти вопросы ответа нет.
- А у вас есть своя версия?
- От окружения Медведева никакого прямого распоряжения вести атаку против Путина, безусловно, не поступало. Но то, что здесь сквозь пальцы смотрят на то, на что полгода назад смотреть бы не стали, это факт. Раздражения против Путина в обществе за одиннадцать лет накопилось более чем достаточно, даже если не вдаваться в анализ его деятельности. А тут еще и кризис. Но вряд ли эти настроения могли конвертироваться в реальные политические действия против Путина.
- Означает ли некоторое падение популярности Путина автоматическое повышение авторитета Дмитрия Медведева? Или это не связанные между собой сосуды?
- Здесь нет такой связи - что, мол, у Путина убыло, то Медведеву прибыло. Здесь другая проблема: если авторитет Путина с грохотом рухнет, то следом рухнет и авторитет Медведева. Так что если Медведев, представим себе на секунду, делает ставку на то, что обнулив Путина, он поднимется, то это его роковая ошибка. Без Путина, а уж тем более при его стремительном падении, Медведев, конечно, не устоит.
- Михаил Ходорковский не первый год ведет свою борьбу за справедливость, в том числе лично против Владимира Путина. Общественное значение писем и обращений Ходорковского, диалога Ходорковского с представителями российской интеллигенции сколько-нибудь существенно, на ваш взгляд?
- Авторитет Ходорковского за эти годы, несомненно, вырос. Симпатий к нему в обществе прибавилось. И это несложно понять: человек сидит в тюрьме в то время, как все остальные олигархи кайфуют, а чиновники воруют. При этом ведет себя достойно, никому ничего не лижет - это вызывает симпатию даже в России. Хотя в нашей стране общество очень равнодушно, цинично и обычно не способно ценить красивые жесты. Долгое и упорное сопротивление, конечно, вызывает к нему симпатии, но вряд ли имеет какое-то реальное общественное значение. Собственно говоря, что такое общественное значение? Это когда настроения в обществе конвертируются в политические действия. Вот этого в России нет. Только если уж эти настроения дойдут до точки кипения, то происходит взрыв, как в России несколько раз и бывало. А в очень широком диапазоне дело обстоит так: настроения сами по себе, а действия сами по себе.
- Есть ли в России, хотя бы в перспективе, политическая сила, которая могла бы аккумулировать протестные настроения, которые существуют в обществе? Причем в конструктивном плане, а не в виде народного бунта?
- Такой силы не вижу. Официальные оппозиционные партии - это или муляжи типа "Справедливой России" или совсем уже сгнившие псевдодемократические партии вроде "Яблока", "Правого дела". Или партия вполне реальная - КПРФ. Но Коммунистическая партия, которая совершенно откровенно делает ставку на сталинизм, не способна к каким-то конструктивным действиям. Что касается внесистемной оппозиции, она существует и вызывает определенные симпатии хотя бы тем, что не врет. Они говорят довольно смело, но ничего конкретного не предлагают. Вся их, так сказать, позитивная программа - это то же самое, о чем Путин и Медведев говорят с утра до ночи. Бороться со взятками, отказываться от нефтяной зависимости и переходить к технологической экономике - это главные официальные лозунги правительства. Закон, порядок, правовое государство, гражданское общество, демократия – каждый день мы слышим это от президента и премьера. На все это непримиримая оппозиция может ответить – они, мол, только говорят, а мы хотим это сделать реально. Но на это избиратель их может спросить: а чем докажете, что умеете не только говорить? А репутация у многих этих людей очень сильно испорчена. И популярного харизматичного лидера у них нет. Таким лидером мог бы быть Ходорковский, но он сидит в тюрьме и совершенно не факт, что его выпустят. А если и выпустят, не факт, что он занялся бы политической деятельностью.