Метеор на политическом горизонте или более устойчивое явление? Вассал Путина или настоящий царь? Прилежный нотариус или человек, принимающий решения? После того как Медведев выиграл выборы 2 марта 2008 года, кремлинологи не перестают задавать вопрос, что за человек Дмитрий Медведев, стараясь понять, он ли переворачивает страницы в политическом календаре или наоборот, остается актером на вторых ролях, предоставляя Путину, в его новой роли премьер-министра и главы Единой России, партии-гегемона, делать то, что ему наиболее свойственно, то есть командовать.
Сегодня, по прошествии двух лет после занятия Медведевым поста главы государства, и в виду остающихся двух лет до президентских выборов в 2012 году, у кремлинологов еще нет четкой идеи по поводу роли Дмитрия Анатольевича.
Глава государства дал пищу ожиданиям перемен, он предложил реформу создания эффективной армии, реформу милиции, привыкшей к безнаказанности, реформу прогнившей и политизированной юридической системы, призвал к борьбе против коррупции, высказался в пользу свободы печати, расточал речи о необходимости модернизировать устаревшую промышленность России и о необходимости поддержки малого и среднего предпринимательства. Все эти намерения он изложил в манифесте, обнародованном в сентябре прошлого года, они сосредоточены в двух ключевых чарующих словах - либерализм и модернизация, что обнаруживает его желание выйти из тени Путина и отмежеваться от созданной последним системы, экономически неэффективной и политически консервативной.
И все же ни одна из его заявленных инициатив не дала еще своих плодов. И поэтому вопросы о роли Медведева, возникшие в момент передачи власти, остаются все теми же: метеор на политическом горизонте или более устойчивое явление, вассал или настоящий царь, прилежный нотариус или человек, способный принимать ответственные решения?
Медведев не проявил себя в конкретных делах, но у него есть серьезное оправдание: экономический кризис, который Москва весьма и весьма почувствовала.
Национальный валовой продукт снизился на 6-7%, производительность труда серьезно снизилась, экспорт тем более, так же как и уровень занятости. На подобном фоне проводить в жизнь реформы крайне трудно. Необходимо сосредоточиться на укрепляющих мерах, замедлить перемены.
Помимо ограничений из-за кризиса, нужно принимать во внимание и «психологический фактор». История России доказывает, что большие перемены должны вводиться маленькими дозами, чтобы избежать политических катастроф и последующих реставраций. Эпоха перестройки времен Горбачева в начале, а затем экономические и гражданские реформы Ельцина, приведшие к распаду СССР и возвращению консерватизма, проводимого Путиным, - тому доказательство. Следовательно, Медведев знает, что его современная и либеральная Россия - это здание, которое нужно строить терпеливо, собирая вместе различные его части без спешки, избегая резких движений и не забегая слишком вперед.
Если он хочет перемен, прежде нужно потихоньку ослабить власть Путина. За восемь лет в Кремле бывший президент создал широкую сеть союзников, друзей, связанных общими интересами, изменяя Россию по своему образу и подобию. И потом у него нет ни малейшего намерения уйти в сторону.
И тот факт, что он стоит во главе "Единой России", партии, воплощающей систему Путина, тому подтверждение.
Контролируя ее, Владимир Владимирович продолжает сохранять свое огромное влияние и после переезда из Кремля в Белый Дом, местопребывание правительства.
Задача Медведева - трудная. Разрушить систему Путина за короткий период невозможно. Но покусывать его за бока - возможно, и это и делает глава государства. Один из способов - ставить своих людей во главе административных органов. В этой области кремлевский жилец старается освободить некоторые стулья, смещая силовиков, бывших сотрудников КГБ, преторианцев Путина, заменяя их гражданскими лицами. Но и на этом фронте необходимо действовать осторожно, потому что силовики своей критической массой могут создать препятствие планам Медведева, как может случиться и с милицейской реформой, заявленной, по мнению наблюдателей, слишком слабо, хотя и сопровождаемой угрозой оставить без работы больших начальников в министерстве внутренних дел, прикрытой популизмом. Медведев должен ждать подходящего момента, чтобы перейти в атаку, так, как это случилось с удалением путинского ставленника, президента Олимпийского комитета Леонида Тягачева, которого он уволил после провала русских атлетов на зимних Олимпийских играх в Ванкувере. Могут возразить, что Тягачев - не такая уж большая величина в системе Путина. Но видимость обманчива. На самом деле спортивный сектор - это один из бастионов системы, принимая во внимание, что операция по выбору Сочи в качестве места для проведения зимних игр 2014 года была задумана и осуществлена непосредственно Владимиром Владимировичем. Это - символ его президентства и вместе с тем показатель престижа России. Выгнав Тягачева, Медведев нанес удар своему сопернику.
Сейчас наступил другой благоприятный момент, который нельзя упустить: потеря позиций "Единой России" на административных выборах в прошлое воскресенье, которые затронули восемь областей Российской Федерации и 33 миллиона избирателей, третью часть общего числа. Путинская партия, привыкшая к успехам на выборах, полностью подавлявшим оппозицию, промахнулась. Да, она получила большинство, но потеряла голоса в процентном отношении по сравнению с предыдущими выборами, проиграв партии Справедливая Россия контроль над такими важными городами, как Краснодар, Омск и Ростов-на-Дону, а коммунистам, мощно набирающим силу, Иркутск, важный сибирский город. Как ни слаба оппозиционная партии "Справедливая Россия", результат выборов говорит о том, что избиратели отвернулись от правительственной партии и, следовательно, от премьер-министра. Возможно, они начали от него уставать. Медведев должен воспользоваться ситуацией.
Время бежит быстро, президентские выборы 2012 года не за горами, и Путин может снова выйти на арену, как он сам объявил. Общественные опросы говорят, что если бы выборы были завтра, выиграл бы Медведев, несмотря на потерю популярности. Верно, что либеральная революция требует времени. Верно, что терпение - это достоинство. Но слишком большое терпение может стоить Дмитрию трона.
Наступил момент пойти дальше простой либеральной пропаганды. Пора вытащить меч, а не букет цветов.