Международный комитет защиты журналистов выступил в защиту белорусских журналистов, которые подверглись репрессиям со стороны властей.
Милиция и люди в штатском провели обыски в офисе сайта Хартия 97, дома у журналистки Ирины Халип и ее мужа лидера инициативы «Европейская Беларусь» Андрея Санникова, на рабочих местах и в квартирах шеф-редактора газеты «Народная воля» Светланы Калинкиной и ее заместителя Марины Коктыш, а также в Квартире редактора сайта Хартия-97 Натальи Радиной. Во всех случаях были конфискованы системные блоки и другие носители информации. Кроме того, по словам журналиста Олега Бебенина, представители спецслужб пытались проникнуть и в его частную квартиру, но он попросту не открыл им дверь. Неделю назад конфисковали ноутбук у Ирины Халип и Андрея Санникова при пересечении ими белорусско-литовской границы.
В Минске в офисе партии Белорусский народный фронт состоялась пресс-конференция, на которой Наталья Радина, Андрей Санников и Марина Коктыш рассказали коллегам о подробностях действий милиции и людей в штатском. А также высказали свои соображения по поводу причин прошедших обысков.
Наталья Радина, редактор интернет-издания Хартия-97: Вы видите мое лицо, видите, что с моим глазом. Вот это итог работы независимого журналиста в Беларуси.
У Натальи Радиной кровоподтек вокруг газа - таков, по ее словам, результат общения с людьми, которые приходили к ней делать обыск. Наталья Радина благодарит коллег за проявленную солидарность и предоставляет слово Андрею Санникову, лидеру инициативы Европейская Беларусь.
Лидер инициативы «Европейская Беларусь» Андрей Санников: Идет охота на независимую журналистику, независимые масс-медиа, наиболее популярные оппозиционные СМИ. Мы знаем, что уже есть реакция в мире, будет еще более сильная реакция. Я могу сказать, что Александру Лукашенко нужно понемного забывать о западных кредитах, потому что я не знаю, кто сейчас будет лоббировать его интересы в плане финансирования диктатуры, которая демонстрирует таким отношением к журналистам свое истинное обличие.
Заместитель редактора газеты «Народная воля» Марина Коктыш: Идут разборки между двумя ведомствами – между КГБ и МВД, откуда-то произошла утечка информации, какие-то материалы появились в интернете. Откуда пошла эта утечка, видимо, установить точно не могут. Потому журналисты попали в эти жернова – между КГБ и МВД.
И, скорее всего, говорит Марина Коктыш, крайними сделают именно журналистов.
Обыски у журналистов, по официальной версии, проходят в связи с так называемым «охотничьим делом». Органы правопорядка ведут внутреннее расследование в связи со злоупотреблением своих сотрудников служебным положением. Письмо об этих злоупотреблениях и обвинениях против сотрудников спецслужб появилось в интернете. Следственные органы разыскивают источник информации. Возбуждено уголовное дело о клевете.
У шеф-редактора газеты «Народная воля» Светланы Калинкиной обыск проводили дважды – дома и на рабочем месте.
Светлана Калинкина: Следствие ведется по публикациям в интернете. Причем, самое интересное, что это реальное письмо, которое написали родственники арестованных милиционеров и намеревались отправить это письмо председателю Европарламента Ежи Бузеку. Как только текст этого письма был готов и как только родственники передали этот текст журналистам, письмо появилось в интернете. И вот сейчас спецслужбы знают, кто писал. И родственники милиционеров не отрицают, что они являются авторами этого письма и его распространителями. Но спецслужбы теперь хотят найти кто конкретно из журналистов, на каком сайте это письмо выставлял. На мой взгляд, это просто повод, чтобы влезть в компьютеры, понять, с кем общается тот или иной журналист, какие у него источники информации, над чем он вообще работает, какие у него заготовки на будущие материалы. Я думаю, что это направлено в первую очередь, на запугивание и на предотвращение утечек из разных силовых ведомств, предотвращение войны компроматов.
Между тем, по мнению лидеров белорусских политических партий, «охотничье дело» - не более чем благовидный предлог. Да и война компроматов, по их мнению, в данном случае дело второстепенное. Андрей Санников уверен, что такое вообще поведение типично для нынешних белорусских властей, но «обострение» происходит накануне больших политических кампаний.
Напомню, что сейчас в Беларуси идет кампания по выборам в местные советы, но, главное, - впереди президентские выборы. Андрей Санников уже заявил о том, что намерен баллотироваться на пост президента. Именно с этим его намерением Ирина Халип связывает репрессии в отношении себя лично и ее мужа Андрея Санникова.
Что касается обысков у других журналистов, то, как считает зампредседателя Белорусской ассоциации журналистов Андрей Бастунец, независимо от причин, по которым все это происходит, такое отношение – грубое посягательство на свободу действий журналистов. Кроме того, констатирует Бастунец, действия правоохранительных органов «вызывают большие сомнения с точки зрения их соответствия Конституции. В частности, ст.22, согласно которой все граждане равны перед законом и имеют равное право на защиту своих прав и интересов». Андрей Бастунец говорит, что ему «трудно представить, что в связи с заявлением о клевете, - будь оно подано рядовым гражданином – проводились бы такие масштабные действия с привлечением такого количества милиции и людей в штатском, как это сейчас делается в связи с «охотничьим делом».
Елизавета Дако, специально для РФИ, Минск