Русские – эмоциональный народ. Если у них праздник, то они очень сердечно относятся к тем, кто к ним прибудет в гости и чокнется бокалами.
Даже если они в будни к этому человеку относятся не очень хорошо, гостя в любом случае принимают радостно. А если гость после пары бокалов произнесет еще и трогательный тост, то ему и вообще простят небольшие оскорбления. А дальше уж все зависит от того, как праздник пойдет.
Бабушка президента Тоомаса Хендрика Ильвеса не напрасно жила в Петербурге. Ее внук знает о России и русской душе больше, чем мы может судить по его воспитанию в Швеции-Америке. Похоже, Ильвес знает, что если праздник, то к русским стоит ехать в гости, тогда у них хорошее настроение. Ясно, что в дипломатии и международном общении дела так легко не свершаются, но от позитивного настроения никто не защищен. Особенно русские 9 мая.
Из решения президента Тоомаса Хендрика Ильвеса отправиться в Москву на 9 мая можно сделать пока два вывода: Кремль согласен принять Тоомаса Хендрика Ильвеса (президента Грузии, например, не согласен) и Ильвес согласен поехать (президент Литвы, например, не согласна).
Это не означает никого особого улучшения отношений, но эти два вывода уже сами по себе неплохи после знаменитой речи Ильвеса о «взмахе бабочки крылом» летом 2008 года в Ханты-Мансийске.
Кому нужно, те увидят
Поездка Ильвеса прежде всего важна как знак, так как с большой вероятностью никаких двусторонних встреч с президента Эстонии с руководителями Российского государства не произойдет. Просто 9 мая для русских не тот день, когда ведутся переговоры. Тем более, что 9 мая в нынешнем году в Эстонии отмечается День матери и Ильвес, очевидно, после парада на Красной площади поспешит в Таллин на вечерний традиционный торжественный концерт по этому случаю. Кстати, поспеет как раз вовремя.
Если поездка Ильвеса в Москву завершится без скандала и попадет в российские новости, то наверняка это будет полезно для т.н. общения на более низком уровне. Кому нужно, те увидят, что Ильвес прибыл на парад и что Кремль его принял. Следовательно, и на более низких уровнях можно будет смелее принимать эстонцев и вести с ними дела.
Я думаю, что, например, глава очень влиятельного в России Союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин сможет после 9 мая уже без проблем посетить Эстонию, если его опять пригласят. 5 марта он должен был приехать в Таллин, но тогда визит не состоялся из-за т.н. консульского скандала (Эстония отказала в аккредитации новому генконсулу РФ в Нарве, Россия в ответ попросила покинуть страну генконсула ЭР в Санкт-Петербурге – прим. перев.).
Парой слов Ильвес сможет наверняка обменяться с Медведевым. И больше не нужно будет представляться Медведеву: «Здравствуйте, я президент Эстонии!», как он сделал это в 2007 году в апреле, встретившись с Владимиром Путным на похоронах Бориса Ельцина. Медведев помнит Ильвеса по Ханты-Мансийску. Ильвес сможет повторить Медведеву те слова, которые он когда-то сказал Путину: он всегда готов к встрече с президентом России, в любое время, в любом месте и обсуждать любые темы.
Путин, правда, ответил Ильвесу «Natürlich!», но никто это всерьез не воспринял. Сейчас медведевские «Of course!» значили бы гораздо больше. Кремль в числе прочего наверняка обратил внимание на то, что Ильвес сказал за последние два месяца: 1).Россия не угрожает Эстонии как члену НАТО и Европейского союза, 2). Запад, в том числе и Эстония, должны быть в общении с Россией открытыми и проявлять готовность к сотрудничеству, 3). Преамбула, а точнее разъяснительная часть принятого парламентом закона о ратификации эстонско-российского пограничного договора была нецелесообразна (старая позиция Ильвеса, но он подтвердил, что она не изменилась), 4).Эстонии нет смысла воевать против строительства газопровода Nord Stream.
Конечно, это слова немного значат, но если президент говорил и думал иначе, то не было бы вообще никакой надежды или смысла ехать в Москву.
Третья поездка в Россию
Ясно, что Ильвесу решение поехать в Москву не далось легко. Посол России в Эстонии Николая Успенский передал устное приглашение Медведеву в Кадриорг (резиденцию президента Эстонии – прим. перев.) уже неделю назад. В Кадриорге явно его очень серьезно рассматривали, так как Ильвесу наверняка будет неудобно стоять 9 мая на Красной площади. Но путь выдержит, так как второй раз «взмаха крыла бабочки» Ильвесу русские у себя дома точно не простят. У русских есть поговорка: в чужой монастырь со своим уставом не суйся. Если Ильвес последует ей, то это наверняка заметят. Будем честны, ничего не поделаешь – Россия никогда не сделает сама первого шага для улучшения отношений с Эстонией. Для этого Россия слишком велика.
И этот первый шаг для Ильвеса не означает предательства кого-либо или чего-либо. У финнов с русскими хорошие отношения, но это не означает зашоренности общества Финляндии, наблюдающего за происходящим в России.
Кстати, если за предстоящие семь недель не произойдет ничего страшного, Ильвес станет президентом, который чаще всего посещал Россию – нынешняя поездка будет уже третьей. Мери был один раз и Рюйтель два раза. Кроме того, госпожа Ильвес совершила один раз одиночный визит в Москву, супруги Мери и Рюйтеля не совершали подобного соло ни разу. Количественный вклад Ильвесов самый большой.
Перевод Хейно Сарап